В 2020 году завершается срок действия Дорожной карты Аэронет, утвержденной в 2016 году. В течение предыдущего года и первой половины текущего сообществом Аэронет, при поддержке АНО «Инфраструктурный Центр «Аэронет»», с привлечением профильных экспертов, отраслевых организаций, ведущих специалистов проведено широкое обсуждение и актуализация ее текущей версии.
Завершающий цикл обсуждения проходит на Форсайте 2.0 Национальной технологической инициативы, о работе которого мы писали ранее. За первую пятилетку развития, на этапе, который можно назвать этапом «посевных инвестиций», предприятия отрасли получили возможность усилить свое присутствие на российском рынке и даже обрели признание на рынках международных. Компании, получившие поддержку в рамках реализации мероприятий Дорожной карты, продемонстрировали рост выручки с 2015 г. по конец 2019 г., в среднем, в полтора раза. Производительность труда (6,3 млн. руб. на человека в 2018 г.) превышает средний уровень производительности труда у лидеров технологического рынка, включенных в рейтинг «ТехУспех» (5,7 млн. руб. на человека на конец 2019 г.), и существенно превосходит средний уровень по высокотехнологичным компаниям (1,42 млн. руб. на человека на конец 2019 г).
Весной этого года Аэронет провел смотр своих возможностей: организовал штаб и канал в Телеграме «Аэронет-ЧС», поднял на ноги всю беспилотную авиационную общественность. Цель была простая — понять, когда и для каких целей в Российской Федерации беспилотники можно применять массово и как это все может работать. И вот в воздух поднялись коптеры. «Были учения в Орловке, где с помощью самолета компании «Птеро» транспортировали груз весом 8 кг в Алферьево и обратно, провели дезинфекцию условно зараженного участка с воздуха, а также информирование населения, проживающего в Погорелом Городище, с помощью дрона, снабженного громкоговорителем», — рассказал новостному каналу НТИ «2035» Сергей Жуков, соруководитель рабочей группы Аэронет. В учениях участвовали несколько компаний сообщества: «Съемка с воздуха», «Аэромакс», спинофы МФТИ, бойцы поисково-спасательного отряда. После этого Аэронет разослал письма по 20 субъектам РФ с предложением организовать грузоперевозки с помощью беспилотных аппаратов. Интерес выразили в Санкт-Петербурге, Новгородской области и других, но реальные заказы были лишь в Томской области. Там в это время разливалась река Обь, затрудняя доставку медикаментов в населенные пункты (нужна была доставка на линии Колпашево-Чажемто).
«Но сложность была в том, что своих аппаратов в регионе не было, а отправлять полетные бригады с техникой из Москвы было затруднительно, их сразу отправляли на двухнедельный карантин, — объяснил Жуков. — Еще одно препятствие — разрешительный порядок полетов (разрешения оформляют долго), а на перевозку биоматериалов, кроме того, нужно разрешение Роспотребнадзора«.
В итоге беспилотная авиационная промышленность (а это небольшие компании, разработчики и эксплуатанты) и законодательство к грузоперевозкам с помощью БАС оказались не готовы. Не хватает аппаратов разных классов по грузоподъемности до 5 кг, до 20 кг и 50-100 кг полезной нагрузки, которые могут летать регулярно. «Нужны надежные линии связи, инфраструктура по приему и отправке грузов и техническому обслуживанию техники, — перечисляет Жуков. — «Что касается мониторинга и оповещения, здесь картина гораздо лучше» (источник: Новости Форсайта 2.0).
Дорожная карта (ДК) Аэронет так на сегодняшний день оценивает работы и услуги в этом направлении: в сегменте БАС с малоразмерными дронами выход на мировой рынок и захват его существенной доли маловероятен. Новой версией ДК предусмотрено выделение отдельного сегмента малых дронов и переориентация работ на этом направлении на групповые автономные БАС, системы автономного базирования, всепогодное применение, создание БВС с грузоподъемностью до 120 кг, сетевые сервисы планирования полётных заданий.
Анализ развития рынка малой авиации указывает на возможный прорыв в 2024-2026 г. в области создания беспилотных и опционально пилотируемых воздушных судов транспортного и сельскохозяйственного назначения. Решение проблемы безопасного вертикального взлета и посадки для воздушных судов со взлетной массой до 1т, до 3т и до 7 т, приведет к появлению целого ряда транспортных сервисов «от дверей до дверей». В частности, создание сельскохозяйственных беспилотных вертикально взлетающих БАС (БВС) самолетного типа может привести к полному вытеснению наземной техники в операциях по внесению средств защиты растений.
Под аэротакси подразумевается личный или коммерческий летательный аппарат с полностью автоматическими взлетом и посадкой. Это является основой безопасной эксплуатации, поскольку исключается вмешательство человека на аварийно опасных участках полета. Таким образом, аэротакси можно рассматривать как БВС. Всего в мире на начало 2019 г. насчитывалось 117 проектов аэротакси, в том числе, опционально пилотируемых, находящихся в разной степени готовности. Этому вопросу посвящены материалы, опубликованные ранее в блоге эксперта НТИ Аэронет П.В. Булата.
В сегменте Геохаб предстоит преодолеть значительный объём законодательных и административных барьеров для развития внутреннего рынка геоинформационных сервисов с элементами предиктивной аналитики. Требуется сформировать требования к пространственным данным, независимо от способа их получения, сформировать новую практику правоприменения с использованием быстроразвивающихся информационных технологий. Сегмент планируется развивать с опорой на имеющиеся программные решения (граф дорог России, геоинформационные интернет-платформы) и на естественные преимущества России — наличие обширных территорий, над которыми можно начинать применять БАС уже сейчас в особом порядке. Это русла рек, зоны отчуждения ЛЭП, автомагистралей, железных дорог, прибрежных акваторий морей, в горах и над лесами.
В сегменте коммерческой космонавтики сделан упор на создание сверхлегких ракет-носителей, платформенных спутниковых решений, орбитальных буксиров с электрореактивными силовыми установками. На пути их коммерческого успеха стоят весьма высокие технологические барьеры, что позволяет российским компаниями надеяться на победу в этой технологической гонке.
Масштаб задач, стоящих перед Аэронет, не позволяет мгновенно преодолеть накопившиеся трудности, поэтому в ДК предусмотрен переходный период 2020-2022 г, когда должны быть запущены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по всем платформенным решениям. Значительное внимание уделено помощи компаниям в продвижении глобальных продуктов и услуг на рынки, популяризации отрасли, ее кадровому обеспечению, а также вопросам развития наземной, воздушной и космической инфраструктуры.
«Мы пришли к выводу, что рынок, тем более технологический, может быть построен только его участниками. Хотя бы в силу того, что именно инновационные производственные компании стоят в авангарде технологического развития и первыми чувствуют изменения среды», — рассказывает Александр Рыжов, генеральный директор компании Skyeer, участник Аэронет НТИ, и добавляет — «На сегодня рынок РФ в значительной степени сдерживается из-за нормативных ограничений. Из-за регуляторных барьеров компании внутри страны не могут развиваться теми же темпами, что игроки на других рынках. В этом смысле мы как рынок находимся в худших условиях по сравнению со своими западными конкурентами…. Но, как показала практика, продукты, направленные на решение конкретных болей и задач, взлетают быстрее всего. И проблемы заказчиков внутри страны схожи с теми, что есть в мире. Это значит, что у наших проектов есть большой экспортный потенциал».
В заключение отметим, что рынок — это всегда взаимоотношения продавца и покупателя, а если нет правил игры, то есть норм регулирования таких взаимоотношений, то ни государство, ни глобальные игроки не допустят появления нового продукта без предварительных договоренностей о его эксплуатации. Актуализированная Дорожная карта Аэронет как раз направлена на те мероприятия, которые позволят как разработать и выпустить на рынок комплексные платформенные решения, так и приступить к разработке собственных стандартов, норм, правил, выносить их вовне, тем самым занимая рынок, увеличивая свою долю, свое влияние.