Аэронет — это новая отрасль гражданских беспилотных авиационно-космических систем (далее Отрасль), комплексных решений и услуг на их основе. Будущее видится в многообразии их типов, персонализированных для конкретных рынков и применений при относительно мелкосерийном производстве.
В результате реализации Программы будет сформирован постоянно действующий отраслевой «штаб», а отрасль вырастет до не менее чем 600 отечественных компаний, которые зададут отраслевые стандарты в своих сегментах
Состояние «беспилотного» движения в России пока не соответствует целям, поставленным в дорожной карте (ДК) Аэронет (одобрена Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 24 июня 2016 г., протокол N3). Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (БАС), Сибирская ассоциация объединяют в основном производителей легких дронов и компании в сфере мониторинга и авиахимработ. В сегменте БАС со взлетным весом до 30 кг уже сегодня имеется широкая линейка аппаратов, которые выпускаются с применением коммерческих комплектующих, доступных на рынке. Задачи разработки полезных нагрузок, систем базирования и организации воздушного движения успешно решаются малыми инжиниринговыми фирмами в рамках текущей деятельности рабочей группы (РГ) Аэронет, которая осуществляется в течение 3 лет на общественных началах.
В направлении создания средних и тяжелых БАС взлетной массой более 30 кг, напротив, речь идет о создании новой авиации, которая и будет основным драйвером рынка. Речь идет о замене традиционных пилотируемых воздушных судов беспилотным системами транспортного и сельскохозяйственного назначения, тяжелыми БАС для дистанционного зондирования Земли, связи, поиска и спасания. Это возможно только при условии формирования нового технологического уклада, а также требует разработки новых правил проектирования, производства и сертификации БАС. Эти правила должны быть эффективными, ресурсосберегающими (относительно малозатратными), ориентированными на новые технические решения и учитывающими современные тенденции в проектировании и методах подтверждения соответствия. Аналогичные проблемы стоят и в формирующемся сегменте малых космических аппаратов (МКА), средств их доставки, новых технологий обработки информации — «Спейснет».
Полное отсутствие финансирования данных направлений, а также мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы коммерческого использования БАС и МКА, по подготовке кадров и организационному строительству отрасли привели к их системному кризису и существенному недовыполнению плана ДК Аэронет. Устранению указанного системного дефицита и служит создание Инфраструктурного центра Аэронет.
Во взаимодействии с РГ Аэронет, органами управления НТИ, профильными ФОИВ, профессиональными объединениями:
— Сформировать из «беспилотного» движения конкурентоспособнуюотрасль, объединяющую растущие российские технологические компании в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС и космических систем, продуктов и услуг на их основе;
— Содействовать развитию в России приоритетных сегментов рынка, основанных на использовании БАС и КА (прежде всего, в части грузоперевозок, мониторинга и ДЗЗ, сельского хозяйства, поиска и спасания), и продвижению российских компаний на глобальные рынки;
— Сформировать в России минимально необходимые правовые, организационные, кадровые и инфраструктурные условия для развития отрасли и рынка Аэронет.
— Экспертно-аналитическая поддержка развития Аэронет (аналитические исследования по развитию российского и международного рынка; актуализация и мониторинг дорожных карт; выявление критических технологий и технологических барьеров; обоснование технологической платформы, системных и инфраструктурных проектов; экспертиза и оценка технологических и бизнес-предложений участников рынка);
— Поэтапное совершенствование нормативной правовой и нормативной технической базы Аэронет в целях устранения барьеров для использования передовых технологических решений и создания системы стимулов для их внедрения;
— Развитие системы профессиональных сообществ и популяризация направления Аэронет НТИ (проведение мероприятий, формирование профессиональных сообществ, участие в деятельности международных и российских профессиональных объединений, формирование предложения по научным и инженерно-техническим кадрам нового типа, необходимым для развития отрасли).
№ | Направления реализации Программы | Основные результаты по итогам реализации Программы |
1 | Поэтапное совершенствование нормативной правовой базы в целях устранения барьеров для использования передовых технологических решений и создания системы стимулов для их внедрения |
Будет создана правовая среда для организации воздушного движения и коммерческого использования БАС, в том числе, регламентированы действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию БАС; созданы условия для применения БАС в сферах геодезии, картографии, кадастровой деятельности и др.; решены вопросы государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, либерализированы требования режима секретности для эксплуатации БАС/МКА и использования материалов воздушной и космической съемки. Будет завершена разработка классификации и единой системы категорирования БАС; разработаны нормы лётной годности для различных типов БАС согласно классификации; завершена разработка порядка и методов сертификации и подтверждения соответствия нормам лётной годности в соответствии с классификацией; завершена разработка порядка контроля и периодического подтверждения соответствия сертификату типа конкретных экземпляров БВС/БАС. |
2 | Экспертно-аналитическая поддержка (аналитические исследования по развитию российского и международного рынка, актуализация и мониторинг дорожных карт, обоснование системных и инфраструктурных проектов, экспертиза и оценка технологических и бизнес-предложений участников рынка) | Будет налажен регулярный анализ рыночных сегментов на предметы выявления секторов, в которых разработка и применение БАС и МКА, с учетом полной стоимости жизненного цикла, наиболее экономически целесообразно; обеспечены мониторинг и ежегодная актуализация ДК Аэронет; определены технологические барьеры, препятствующие созданию экономически эффективных БАС. Будут обоснованы инфраструктурные проекты, необходимые для развития отрасли, и оказана аналитическая поддержка РГ Аэронет в их организации. |
3 | Развитие системы профессиональных сообществ и популяризация Национальной технологической инициативы (проведение мероприятий, формирование профсообществ, участие в деятельности международных и российских профессиональных объединений, образовательные программы) | Будет организовано системное взаимодействие с авторитетными объединениями традиционных отраслей, такими как Союз авиапроизводителей России, Международная ассоциация участников космической деятельности; налажено регулярное взаимодействие с международными организациями, определяющими стандарты, такими как ИКАО, ICCAIAи др.; обеспечено присутствие на российских выставках и конференциях; организовано проведение собственной ежегодной конференции для специалистов в сфере БАС/МКА. Разработан план системы переподготовки кадров, образовательных программ бакалавриата и магистратур, система профориентации школьников. В опорных университетах разработаны и внедрены образовательные программы бакалавриата и магистратуры, предусмотренные планом. Создана профессиональная сетевая отраслевая структура профориентации и переподготовки кадров. |
ОПИСАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Как отмечалось выше, отрасль Аэронет является междисциплинарной, возникшей и развивающейся на стыке авиации, космонавтики, робототехники и информационных технологий. Соответственно, к реализации Программы ИЦ надо привлекать специалистов и организации разного профиля, которые будут дополнять друг друга. Выбор целей и задач обоснован выше, он диктуется необходимостью перехода от раннего, «общественного», этапа развития отрасли и рынка Аэронет к регулярной деятельности.
Для решения комплекса задач по нормативному правовому обеспечению отрасли выбор видов мероприятий осуществлен в ходе разработки дорожной карты по совершенствованию законодательства и совершенствованию административных барьеров в сфере действия ДК Аэронет. К основным мероприятиям относятся: аттестации специалистов в области БАС, регистрации БАС, сертификации БАС, правил подготовки и выполнения полетов, правил проведения авиаработ, правил использования воздушного пространства. К указанным мероприятиям добавлены работы по определению перечня стандартов, необходимых для разработки и производства гражданских беспилотных авиационных систем и разработка таких стандартов, а также исследования в области организации коммерческой космической деятельности.
Для выполнения указанных задач будут привлекаться юристы, имеющие опыт нормотворческой деятельности в перечисленных выше областях, специалисты из промышленности и бизнеса, общественные профессиональные объединения, в том числе, Союз авиапроизводителей и Ассоциация разработчиков и эксплуатантов беспилотных авиационных систем «Аэронет».
В комплекс задач по экспертно-аналитическому обеспечению отрасли включены не только собственно исследования рынков беспилотных авиационных и космических систем, продуктов и услуг на их основе, но и работы по актуализации и мониторингу выполнения ДК Аэронет – главного стратегического документа развития отрасли и рынка, а также его производных, развивающих и уточняющих дорожную карту, например, перечень технологических барьеров. Кроме того, сюда включены работы по анализу состояния инфраструктуры отрасли и обоснованию системных и инфраструктурных моментов, работы по методическому обоснованию и проведению экспертизы проектов.
Для выполнения указанных задач будут привлекаться методологи, эксперты, аналитики и специалисты из университетов, авиационной и космической науки и промышленности, бизнеса, а также аналитические и консалтинговые структуры, в том числе, StrategyPartners, J’son & Partners Consulting, Центр стратегических разработок гражданской авиации, фирмы патентных поверенных.
В комплекс задач по развитию профессионального сообщества и популяризации Аэронет включены собственные мероприятия, в том числе, ежегодная конференция, поддержка мероприятий, проводимых вузами и общественными объединениями (таких как Сколтех, БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, МГТУ им. Баумана, Университет Иннополис, Ассоциация «Аэронет»), ведение собственного портала и работа со СМИ, а также участие в федеральных, региональных конференциях и выставках с целью содействия продвижению компаний Аэронет на рынки.
Для выполнения указанных задач будут привлекаться маркетологи, журналисты, Российский экспортный центр, участники рынка.
Программа нацелена на решение проблем, препятствующих интенсивному развитию российскими компаниями сферы беспилотных авиационных и космических систем, развитию внутреннего рынка и выходу на международный рынок, на реализацию практической возможности легального коммерческого использования беспилотных авиационных и космических систем, в том числе, разработку процедур, регламентирующих действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, производство, испытания, эксплуатацию беспилотных авиационных и космических систем, которые должны осуществляться для исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации.
В частности, будут: определены требования к подготовке авиационного персонала и выдаче соответствующих свидетельств; определены требования к летной годности гражданских БАС; определен порядок подготовки к полету БАС и экипажа гражданского БВС; определены требования и процедуры подтверждения соответствия требованиям федеральных авиационных правил физических и юридических лиц, осуществляющих авиационные работы, включая коммерческие воздушные перевозки, с использованием БАС; установлены форма и порядок выдачи сертификата эксплуатанта; определены правила выполнения авиационных работ с применением БАС; определен порядок использования воздушного пространства для гражданских БАС; урегулирован вопрос государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг; разработаны предложения по совершенствованию фонда документов по стандартизации в области разработки и производства гражданских БАС; сформирован порядок сертификации беспилотных авиационных систем и выдачи подтверждающих летную годность документов и др.
Указанные выше работы полностью соответствуют плану мероприятий («дорожной карте») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий («дорожной карты») Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет». В дополнение (расширение) указанной «дорожной карты» по совершенствованию законодательства будут проведены работы по подготовке проектов актов технического регулирования (стандартов), необходимых для разработки и производства гражданских БАС. Будут проведены исследования по совершенствованию нормативной базы, регулирующей разработку, производство и использование коммерческих космических систем. Общее число проектов нормативных правовых актов и актов технического регулирования, которые будут разработаны в рамках выполнения Программы – не менее 40.
Создание нормативной правовой и нормативно-технической базы применения гражданских беспилотных авиационных и космических систем является приоритетным направлением работ международных авиационных и космических организаций (ИКАО (https://www.icao.int/Pages/default.aspx), Европейская организация по авиационным стандартам (EUROCAE, https://eurocae.net), Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA), Радиотехническая комиссия по аэронавтике (RTCA, https://www.rtca.org), Международный координационный совет ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA, http://www.iccaia.org), Международная астронавтическая федерация (IAF, http://www.iafastro.org), национальных авиационных и космических властей всех экономически развитых стран в каждом регионе мира. Мероприятия Программы предполагают установление системного сотрудничества с основными из перечисленных организаций, во взаимодействии с Минтрансом России, Роскосмосом, Союзом авиапроизводителей России и др., с целью участия в разработке проектов межгосударственных стандартов и продвижения национальных стандартов.
№ | Научно-исследовательская работа в целях нормативного правового обеспечения направления Аэронет НТИ | Обоснование масштабности и сложности задачи в рамках выполнения работы | Соответствие плану мероприятий («дорожной карте») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров по данному направлению (если применимо) | Число проектов нормативно-правовых актов и актов технического регулирования |
1 | Исследования и подготовка предложений по нормативным правовым актам, регулирующим деятельность с использованием гражданских беспилотных авиационных систем. | До настоящего времени не существует целостной нормативной правовой базы, регулирующей в рамках воздушного законодательства Российской Федерации деятельность, в том числе, коммерческую, с использованием гражданских БАС. Формирование такой нормативной базы приведет к согласованности действий регулятора, промышленности и участников рынка, снижению административных барьеров и, как следствие, ускорению развития рынка Аэронет. |
Соответствует (пп. 26, 14, 5, 6, 7, 4, 17, 23 «дорожной карты»). | 15 |
2 | Исследования и разработка предложений по совершенствованию фонда документов по стандартизации в области разработки и производства беспилотных авиационных и космических систем и гармонизации этого фонда с международными стандартами. Подготовка проектов стандартов. | Отсутствие механизмов стандартизации и сертификации, обеспечивающих допуск на рынок Аэронет сертифицированных БАС, создает угрозу безопасности их эксплуатации, не обеспечивает должного уровня доверия к БАС, в результате чего интерес к использованию беспилотных систем в экономике и сфере развлечений остается невысоким. Подготовка комплекса нормативно-технических документов, их гармонизация с международными стандартами, снимают этот барьер. | Соответствует частично (пп. 13, 14, 15 «дорожной карты»). Требуется развитие «дорожной карты» в сторону формирования утвержденного перечня и сроков разработки стандартов. | 25 |
3 | Системное участие в работе международных организаций и ассоциаций по разработке проектов нормативных правовых актов и актов технического регулирования, в том числе, ИКАО, EUROCAE, RTCAи ICCAIA. | Участие в работе международных организаций и ассоциаций необходимо для обеспечения выхода российских компаний на глобальные рынки. Мероприятия Программы предполагают участие Центра в принятии или изменении межгосударственных и национальных стандартов (в том числе содержащих формы подтверждения соответствия), в подготовке соответствующих проектов международных договоров. | Соответствует. | Не применимо |
ИТОГО: | 40 проектов НПА и актов технического регулирования |
Деятельность по мониторингу информационных ресурсов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (http://duma.gov.ru/), федеральных органов исполнительной власти – Минпромторга России (http://minpromtorg.gov.ru ), Минтранса России (https://www.mintrans.ru ), государственной корпорации «Роскосмос» (https://www.roscosmos.ru ), Евразийской экономической комиссии (http://www.eurasiancommission.org/), на которых для целей общественного (публичного) обсуждения размещаются проекты нормативных актов, будет проводиться на регулярной основе штатным юристом Центра. Результаты мониторинга будут выкладываться на сайте Центра и использоваться в НИР по развитию нормативного правового обеспечения деятельности по развитию направления Аэронет НТИ.
Исследования рынка гражданских беспилотных авиационных систем, комплектующих и услуг
Мировой рынок гражданских БАС, их комплектующих и услуг на их основе испытывает взрывной рост. Согласно исследованиям компании J’son & Partners Consulting , в стоимостном выражении дроны гражданского назначения составляют уже чуть меньше половины рынка (47%), из них на коммерческие БАС приходится половина из общей суммы (24%), и оставшаяся часть — на потребительские (23%).Вокруг производства БАС выстроилась целая экосистема, включающая производителей комплектующих, разработчиков ПО, интеграторов, сервисные компании, страховые компании, торговые площадки.
Мировой рынок БАС в 2017 году составил $7,8 млрд. и продолжит активно расти. Большая часть стоимости рынка приходится на военные БАС (53% рынка). В количественном выражении структура рынка зеркально обратная: основную долю в количестве занимают потребительские БАС (84%), 15% приходится на коммерческие БАС и всего 0,5% – на военные дроны. Связано это с тем, что военные беспилотники стоят в среднем в 200 раз больше, чем гражданские дроны.
В региональном разрезе подавляющую долю мирового рынка БАС занимают США. На их долю приходится половина всех продаж. Столь высокая доля в стоимости продаж дронов связана с тем, что практически всё количество военных БАС в мире продается в США с долей военного рынка в 87 %. При этом к 2020 г. ожидается снижение доли США в количестве дронов, так как спрос на европейско-азиатских рынках развивается опережающими темпами, с потребностями в более дешевых устройствах. По данным HIS Industry Research and Analysis, прогноз по расходам на НИОКР в области БАС на 2011-2020 гг. следующий: США 56%, Китай 12%, Израиль 9%, Россия 8%, ЕС 3%, Англия 2%, Италия 2%, прочие 2%.
По итогам 2017 г. Россия занимала 0,3 % доли в количестве и 2 % доли в стоимости мирового рынка. В 2017 году российский рынок БЛА оценивается в 163 млн. долларов (9,5 млрд. руб.) и к 2020 году рынок может вырасти в 1,5 раза. Россия занимает более весомую долю в сегменте военных БЛА – 15 % в количестве продаж.
По оценке Ассоциации Аэронет, на гражданском рынке России присутствует 190 +/- 20 компаний, работающих на рынке гражданских БЛА, имеющих возраст не более трех лет и имеющих штат до пяти сотрудников. Их суммарная выручка оценивается в 1400 +/- 500 млн. рублей. В коммерческом сегменте на рынке России работают не менее 58 отечественных производителей, имеющих действующие модели или по крайней мере прототипы.
Не вызывает сомнения то обстоятельство, что показанная картина в динамике будет постоянно меняться. Программа предусматривает ритмичный анализ рынка БАС, комплектующих и услуг на их основе, в региональном и продуктовом разрезе, по приоритетным сегментам рынка.
Исследования рынка гражданских космических систем, комплектующих и услуг
Согласно исследованию Bank of America и Merrill Lynch , коммерческая деятельность в космосе сегодня охватывает три четверти мировой космической индустрии. У более чем 80 стран мира есть свои спутники на орбите, резко снижается стоимость выведения полезной нагрузки в космос. Прогнозируется рост космического рынка с 339 млрд. долл. в 2016 году до 2,7 трлн. долл. в 2045 году. В США с 2000 до 2016 гг. в космические стартапы было инвестировано свыше 16 млрд. долл.
Большие аэрокосмические гражданские и военные компании продолжают доминировать, имея за плечами более чем полувековой опыт, но роль стартапов растет. Производство и управление спутниками, услуги по телекоммуникации и связи, навигации, дистанционному зондированию Земли по-прежнему составляют основную часть рынка (77%). Среди проектов с недоказанной коммерческой эффективностью, которые вызывают интерес – космический туризм, суборбитальная доставка грузов, добыча полезных ископаемых на астероидах, переработка мусора и вторичное производство на орбите Земли. Интерес вызывает также рынок страхования коммерческой космической деятельности.
Рынок коммерческой космической деятельности в России представлен, преимущественно, крупными традиционными игроками. Тем не менее, имеются не менее 20 малых и средних инновационных компаний, которые работают в сегментах up-sream и down-stream, а часть из них участвует в проектах Аэронет НТИ, составляет основу сегмента Спейснет. Среди этих компаний – Сканекс, Ракурс, Спутникс, Даурия Аэроспейс, Небо, Спектралазер и другие.
Мероприятиями Программы предусмотрен регулярный обзор космического рынка в России и мире, отслеживание тенденций развития частной космонавтики и аналитическая поддержка российских космических стартапов.
Актуализация и мониторинг хода реализации ДК Аэронет
Актуализация ДК Аэронет требует не только анализа рынка, но и анализа технологических трендов, уточнения технологических барьеров, а также мониторинга развивающейся нормативной базы по тематике ДК. Мониторинг хода выполнения предполагает, в числе прочего, оперативное информирование рабочей группы Аэронет для принятия управленческих решений и гибкого уточнения приоритетов. Работа по мониторингу проводится на постоянной основе, а актуализация ДК Аэронет – один раз в год.
Анализ инфраструктурных потребностей и обоснование инфраструктурных проектов
Строительство новой отрасли Аэронет невозможно без ее инфраструктурного развития. Под инфраструктурными проектами понимаются, в частности, создание испытательного полигона беспилотных авиационных систем, развитие технологий и правил организации движения, развитие систем связи и прочее. При этом роль Инфраструктурного центра состоит не в реализации собственно проектов (для этого требуется совершенно иное финансирование и развитая кооперация), а в обосновании необходимости таких проектов, поиске для них источников финансирования, подборе головного исполнителя и кооперации (консорциумов), сопровождении реализации проектов.
Методическое и цифровое обеспечение экспертно-аналитического направления деятельности
Инфраструктурного центра состоит в разработке методик комплексной экспертизы проектов, выработке критериев оценки проектов, формировании цифровой платформы проектов. Сформированные методики будут использоваться в деятельности Инфраструктурного центра.
№ | Направления аналитических исследований по развитию российского и международного рынка | Характеристики и ключевые индикаторы рынка, включаемые в исследования | Обоснованность масштабности и охвата аналитических исследований, в том числе географические рамки | Периодичность и число подготовленных аналитических отчетов |
1 | Проведение аналитических исследований по рынкам БАС, включая сегменты: авиастроение (БАС и их компоненты), а также услуги в приоритетных сегментах ДК Аэронет, а именно, ДЗЗ и мониторинг, сельское хозяйство, перевозки, поиск и спасание. | Исследования мирового и российского рынков (включая выручку, кол-во, штатную численность и продуктовый ряд компаний, вовлеченных в реализацию Аэронет). | Исследования ведутся по ведущим рынкам гражданских БАС в России и мире, в том числе: США, КНР, Израиль, Великобритания, Франция, Италия, другие страны ЕС, а также перспективные рынки Юго-Восточной Азии, Центральной и Латинской Америки, Африки | 1 раз в год, итого 5 отчетов за пять лет |
2 | Проведение аналитических исследований по космическим рынкам, включая сегменты: спутники и их компоненты, а также услуги — связь, навигация, дистанционное зондирование Земли | Исследования мирового и российского рынков (включая выручку, кол-во, штатную численность и продуктовый ряд компаний, вовлеченных в реализацию Аэронет). | Исследования ведутся по России и ведущим рынкам стран мира, в том числе: США, страны Европейского космического агентства, КНР, Япония, Южная Корея, Австралия, Бразилия. | |
3 | Актуализация и мониторинг хода реализации дорожной карты Аэронет (включая раздел Спейснет), в том числе, исследования и обоснование технологических барьеров. | Согласно индикаторам ДК Аэронет | Актуализация ДК требует привлечения широкого круга специалистов. | Ежегодно |
4 | Анализ инфраструктурных потребностей развития отрасли и обоснование инфраструктурных проектов. | Достижение в отрасли согласованного понимания требований к наземной испытательной инфраструктуре, принципам и инфраструктуре организации воздушного движения | Вопросы развития отраслевой инфраструктуры неоднократно ставились на уровне ФОИВ, но остаются предметом дискуссий. Инфраструктурный центр является нейтральной площадкой и подходит для согласованного решения. Географический охват — Российская Федерация. | Научно-технический отчет |
ИТОГО: | 6 отчетов |
Развитие профессионального сообщества
Программа предусматривает координацию деятельности с российскими профессиональными объединениями – Союзом авиапроизводителей России, Ассоциацией Аэронет, Сибирской ассоциацией, Международной ассоциацией участников космической деятельности и др. Также будет разработана и реализована образовательная программа.
Популяризация Аэронет
Программа исходит из принципа необходимости и разумной достаточности проведения мероприятий. Запланированы одна собственная ежегодная конференция научно-технической и рыночной направленности, два научных семинара в партнерстве с университетами (Сколтех, Иннополис, ВОЕНМЕХ, МГТУ им. Баумана и др.), участие в течение года не менее чем в одном федеральном и одном международном форуме, ведение собственного портала и шоу на телевидении.
Целевые группы участников собственных мероприятий: ученые, специалисты, технологические предприниматели. Общее число участников собственных мероприятий – не менее 300 человек в год. Оценка ожидаемого влияния: высокая, поскольку на обсуждение будут выноситься актуальные вопросы развития рынка и отрасли, а также вопросы технологического развития.
Круг целевых мероприятий федерального уровня: Международный авиационно-космический салон МАКС в Жуковском и Гидроавиасалон в Геленджике (проводятся один раз в два года); ежегодные форумы «HeliRussia», «Иннопром» (Екатеринбург), «Армия» (Московская область) и проводимый 1 раз в два года Международный авиатранспортный форум МАТФ (Ульяновск).
Формат участия: стенд с представлением продуктов и услуг компаний Аэронет, выступления на конференциях, летная программа. Общее число посетителей стенда, конференции, летной программы – не менее 500 человек. Целевые группы участников мероприятий: ученые, специалисты, технологические предприниматели и широкая публика.
Оценка ожидаемого влияния: средняя.
Круг целевых мероприятий международного уровня: международные авиашоу, коммерческие выставки беспилотной авиации и специализированные форуму по геоданным, конгресс Международной астронавтической федерации (IAF, проводится поочередно в разных странах мира).
Формат участия: стенд с представлением продуктов и услуг компаний Аэронет. Общее число посетителей стенда, конференции, летной программы – не менее 200 человек. Целевые группы участников мероприятий: специалисты, технологические предприниматели и широкая публика.
Оценка ожидаемого влияния: средняя.
№ | Основные направления мероприятий по развитию профессионального сообщества и популяризации | Обоснование выбора видов мероприятий | Число участников проведенных массовых мероприятий |
1 | Собственные мероприятия: ежегодный съезд Аэронет. Семинары совместно университетами. | Проведение ежегодного съезда Аэронет, семинаров по рыночным и технологическим направлениям является необходимым условием формирования и развития сообщества. | 200 в год |
2 |
Участие в мероприятиях федерального уровня — МАКС (Жуковский), Гидроавиасалон (Геленджик), «HeliRussia» (Москва), «Иннопром» (Екатеринбург), «Армия» (Московская область), МАТФ (Ульяновск). |
Крупнейшие российские профессиональные площадки, которые дают широкие возможности заявить о развитии и достижениях Аэронет | 300 в год |
3 | Участие в мероприятиях международного уровня. 1 раз в год со стендом. |
Крупнейшие международные профессиональные площадки, которые дают широкие возможности заявить о развитии и достижениях Аэронет | 200 в год |
4 | Разработка и реализация образовательной программы. Разработка концепции и реализация мультимедийной программы популяризации БАС. | Программа предусматривает разработку образовательных курсов в опорных университетах и в рамках Кружкового движения. Формирование положительного образа БАС через мультимедиа является современным и эффективным средством популяризации. | 300 в год |
ИТОГО: | В среднем по 1000 человек в год, то есть, 5000 человек за пять лет |