Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы

Рынки

ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА В РОССИИ И МИРЕ

Аэронэт (рынок беспилотных авиационно-космических систем, комплексных решений и услуг на их основе) – перспективный, в настоящее время еще формирующийся, глобальный сетевой рынок информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом постоянно находящихся в воздухе и на низких орбитах БВС и МКА, координируемых с помощью информационных технологий.

По данным маркетинговых исследований ведущих иностранных компаний (MarketsandMarkets (МаркетсэндМаркетс), Teal Group (Тил Груп), США), объем рынка в 2014 году составил 6,76 млрд долл. США. Из них около 66% рынка относится к сегменту военного применения, 20% – к сегменту обеспечения безопасности и только 14% – к сегменту гражданского и коммерческого применения БАС. Отмечается, что в десятилетний период гражданский сегмент будет расти опережающими темпами. Формируется рынок МКИ различного назначения, услуг на их основе, многоразовых средств доставки МКА в космическое пространство, орбитального и суборбитального космического туризма.

Тем не менее, несмотря на существующие предпосылки для развития рынка Аэронет и положительные тенденции, всем странам еще предстоит преодолеть ряд серьезных технологических, законодательных и инфраструктурных ограничений для придания развитию рынка БАС, МКА и услуг на их основе значительного ускорения.

Технологические тренды

— Повышение уровня автоматизации производства и другой деятельности для повышения эффективности и безопасности. Для автоматизации производства будет широко применяться робототехника и беспилотные системы, что приведет к развитию технологий и повышению спроса на продукцию Аэронэт;

— Глобальное развитие информационных технологий в сфере вычислительных мощностей и алгоритмов обработки больших данных. Миниатюризация, понижение энергопотребления, повышение производительности вычислительной техники, разработка новых интеллектуальных алгоритмов приведут к усовершенствованию процессов проектирования, проверки надежности, подтверждения уровня безопасности, повышению эксплуатационных свойств продукции рынка БАС и МКА и услуг на их основе, включая повышение возможностей удаленного автоматизированного и автоматического управления группировкой (сетью) БВС и МКА;

— Развитие аддитивного производства, в том числе 3D-печати. Использование технологий 3D-печати приведет к усовершенствованию и удешевлению производства продукции Аэронэт и развитию малых производств;

— Развитие новых материалов (материалы легче воздуха, более совершенные композиты и т.п.) и источников тока (новые типы аккумуляторов, электрохимических источников тока и т.п.). Облегчение конструкций и повышение энергообеспеченности БВС позволит кардинально расширить спектр задач для их применения за счёт повышения дальности полёта и удельной грузоподъемности;

— Развитие навигационных технологий. Погрешность определения положения в пространстве при помощи спутниковых навигационных систем, комплексированных с оптической и инерциальной навигационными системами, улучшится до субдециметрового уровня. Снизятся стоимость и массогабаритные показатели устройств местоопределения. Повысятся точность, детализация и актуальность пространственных данных. На смену картографическим придут трехмерные пространственные данные, создаваемые и актуализированные преимущественно автоматическим способом. Повысятся возможности сбора и обработки данных дистанционного зондирования, одновременно с увеличением потребности по проведению регулярной аэрофотосъемки и космической съемки из-за ужесточения требований по актуальности пространственных данных;

— Расширение пропускной способности беспроводных каналов передачи данных при одновременном снижении цены на услуги связи. Повышается возможность передачи в реальном времени высокодетализированной оптической информации, обеспечиваются условия для создания систем продолжительного мониторинга, дистанционного зондирования и ретрансляции данных в реальном масштабе времени на основе беспилотных летательных аппаратов легче воздуха.

[свернуть]

Рыночные тренды

— Увеличение количества компаний-производителей БАС, МКА и их компонентов, в т.ч. программного обеспечения, с тенденцией к быстрой консолидации рынка и выделении глобальных лидеров (аналогично происходящему в сегменте массовых БАС, где выделился чёткий лидер — DJI, а ближайшие конкуренты следуют с большим отрывом);

— Расширение набора областей применения БАС и отчасти МКА по мере развития их технологических возможностей. Данный тренд приведет к периодическому и ускоряющемуся обновлению группы лидеров нишевых сегментов. Бурный рост отрасли на новых рынках, активирующийся вслед за появлением новых технологических решений, будет постоянно стимулировать интерес инвесторов и новых потенциальных участников к индустрии;

— Активная разработка законодательства, регулирующего сферу применения БАС, в странах, претендующих на лидерство. Установлено, что взрывной рост рынка гражданских БАС-применений напрямую связан с принятием благоприятствующего законодательства. В силу высокого уровня зарегулированности авиационной сферы, рынок крайне чувствителен к качеству, взвешенности и учету интересов участников отрасли в нормативно правовых и нормативно-технологических актах. Ведущие позиции в глобальной конкурентной гонке займут те страны, которые обеспечат на своей территории наиболее благоприятный режим производства и эксплуатации БАС.

[свернуть]

Прочие тренды

— Повышение спроса и рост цен на продукты питания вследствие роста населения Земли и глобальных катаклизмов. К 2035 году потребность в продуктах питания возрастет на 35 %, что наряду с нехваткой посевных площадей приведет к увеличению спроса на БАС и МКА для сельского хозяйства;

— Ускорение процессов глобализации и, как следствие, улучшение материального благосостояния населения Земли приведет к росту спроса на продукцию Аэронет для персонального и коммерческого использования, включая спутники и многоразовые средства доставки в космическое пространство, суборбитальный и орбитальный космический туризм.

[свернуть]


СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА

В течение последнего десятилетия разработка и производство БАС являются наиболее динамичным сегментом мировой авиационной отрасли и стабильно обеспечивают совокупный среднегодовой темп роста (compound annual growth rate, CAGR) не менее 10%. Даже в периоды общего спада отрасли сегмент БАС демонстрирует положительную динамику. В настоящее время основные объемы этого рынка обеспечиваются потребителями из силового сектора, решающими задачи военных и специальных применений, охраны границ, охраны общественного порядка и т.п. Однако рынок гражданских и коммерческих применений имеет наибольший потенциал роста (CAGR существенно превышает 10%) и, как ожидается, уже к 2020 году обгонит по объему рынок обеспечения безопасности.

Основные сегменты рынка гражданских применений БАС

Сегменты, сформированные преимущественно запросами государства (business to government, B2G):

  • мониторинг транспортного потока;
  • исследование климата и экологический мониторинг;
  • поиск и спасание;
  • борьба с пожарами и стихийными бедствиями;
  • помощь в операциях по поддержанию правопорядка;
  • исследование дикой природы

Сегменты, сформированные преимущественно запросами бизнеса (business to business, B2B):

  • сельское хозяйство (картирование земель для целей точного земледелия, мониторинг угодий и внесение веществ);
  • связь (использование БАС как платформ для ретрансляции сигналов);
  • исследование целостности и состояния зданий и сооружений, в т.ч. инфраструктурных объектов;
  • профессиональная кино- и фотосъемка;
  • поиск полезных ископаемых;
  • перевозки;
  • картография и топографическая съемка;
  • реклама.

Сегменты, сформированные преимущественно запросами частных лиц (business to customer, B2С):

  • использование в личных целях (любительская фото- и видеосъемка, состязания, иные развлекательные цели, суборбитальный космический туризм)
  • персональная связь.

Сквозные сегменты:

  • системы защиты от БВС;
  • охрана периметров.

[свернуть]


ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ»

Реализация «дорожной карты» повлечет как развитие внутреннего рынка Российской Федерации, так и рост экспортного потенциала за счет выхода российских поставщиков продукции и услуг на основе БАС на международную арену. Предполагается, что к концу целевого периода национальная отрасль БАС и МКА будет представлять собой диверсифицированную систему компаний – разработчиков и производителей конечной продукции, поставщиков комплектующих и решений для них (ПО, системы управления, контроля и защиты) и сервисных бизнесов.

Экономические эффекты

Основные прямые эффекты от реализации дорожной карты:

— Формирование рынка БАС и МКА, комплексных решений и услуг на их основе и выращивание конкурентоспособных на глобальном рынке российских компаний;

— Снижение «силы трения» в экономике – снятие транспортных ограничений для значительной части территорий без необходимости создания и поддержания дорогостоящей дорожной инфраструктуры. Данный эффект приведет к расширению вокруг городов-крупных экономических центров зон, привлекательных для расселения, сельскохозяйственного использования, рекреации и др. видов деятельности за счёт снижения финансовых, временных и энергетических издержек на доставку грузов и – в долгосрочной перспективе – пассажиров.

Помимо прямых эффектов – создания нового рынка и новых высокопроизводительных рабочих мест – предполагается ряд косвенных экономических эффектов, затрагивающих смежные отрасли, в частности:

Рост рынков экспресс-доставки, перевозок малых грузов и электронной коммерции с помощью БАС спровоцирует общее снижение себестоимости и повышение географического охвата транспортировки малогабаритных грузов;

Рост суммарной выручки и прибыльности национального агропромышленого комплекса, повышение урожайности, эффективности труда и общей площади обрабатываемых земель даст эффект внедрения адаптации систем точного земледелия на основе БАС и эффективной борьбы с вредителями в сельском хозяйстве;

— Удешевление и рост эффективности мониторинга инфраструктуры и пространственно протяженных объектов.

Поставки БАС и сервисы на их основе будут играть существенную роль во внешнеэкономическом сотрудничестве России со странами ЕАЭС, БРИКС, Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной Азии и Латинской Америки.

Реализация «дорожной карты» будет способствовать как развитию внутреннего рынка Российской Федерации, так и росту экспортного потенциала за счет выхода российских поставщиков продукции и услуг на основе БАС и МКА на международную арену. Предполагается, что к концу целевого периода национальная отрасль БАС, МКА и услуг на их основе будет представлять собой диверсифицированную систему компанийразработчиков и производителей конечной продукции, поставщиков комплектующих и решений для них (ПО, системы управления, контроля и защиты) и сервисных бизнесов.

[свернуть]

Социальные эффекты

Реализация «дорожной карты» окажет положительное влияние по каждому из направлений, в рамках которых оценивается социальный эффект: население и демография, благосостояние, занятость, безопасность, здоровье, образование, ресурсы, экология, инфраструктура, культура, транспортная доступность.

Основные эффекты:

— Создание к 2035 году 50 000 новых высокотехнологичных рабочих мест в сфере разработки и производства БАС, МКА, комплектующих и полезных нагрузок с производительностью труда на международном уровне для высокотехнологичных отраслей;

— Создание к 2035 году 500 000 новых рабочих мест в сфере комплексных решений и услуг на основе эксплуатации БАС с производительностью труда на среднем международном уровне. Возникновение таких рабочих мест ожидается как в крупных городах, так и в малодоступных небольших городах и селах с возможным трудоустройством не только основной массы трудоспособного населения, включая пенсионеров – специалистов военной и гражданской авиации, но также людей с ограниченными возможностями и молодежи без значительного опыта работы;

— Повышение благосостояния населения за счет внедрения высокотехнологичных решений, позволяющих российским предприятиям увеличивать эффективность операций и минимизировать затраты;

— Повышение продолжительности жизни населения за счет оказываемого положительного эффекта внедряемых технологий на здоровье населения, экологию, а также общую безопасность (например, за счет мониторинга наиболее криминогенных районов с помощью специализированного БВС);

— Повышение доступности необходимых для жизни ресурсов и инфраструктуры, как следствие – улучшение связанности территории страны;

— Развитие инфраструктуры за счет более эффективного определения участков для строительства объектов (зданий, линий электропередач, трубопроводов и пр.), а также за счет поддержания уже существующей инфраструктуры с помощью регулярного мониторинга ее состояния посредством БВС и МКА.

[свернуть]