Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы

15.07.2020

Более месяца назад стартовал Форсайт НТИ 2.0, за период работы которого будет проведено широкое обсуждение и обновление дорожной карты AeroNet (Аэронет), которая станет «живой дорожной картой». Форсайт проходит в духе времени — полностью онлайн.

Еще одна задача нашей работы — привлечь в рамках общего диалога и единой инициативы АСИ-НТИ новые кадры, новых участников, внимание крупных партнеров со стороны Российской Федерации и, возможно, за рубежом. За 3 месяца будут проанализированы тренды, спрогнозирован спрос, определим, что еще нужно изменить в законодательстве, каких специалистов должны готовить вузы и как в конечном итоге создать и вырастить компании, которые будут зарабатывать деньги на новых рынках.

За прошедшие полтора месяца работы в рабочей группе Аэронет проведено разделение на три рыночных сегмента согласно текущей организации дорожной карты. Сегмент Аэро это — авиационные системы, работы и услуги на их основе. Сегмент Геохаб – геопространственные данные, работы и услуги на их основе. И сегмент Космос — беспилотные космические и авиационно-космические системы и услуги на их основе. Мы работаем одной большой сплоченной группой — это «драйверы». При этом к нам на рабочие сессии приходят «консультанты», например, как это произошло несколько дней назад: с участниками форсайта общался генерал-полковник, профессор, доктор технических наук Владимир Павлович Кутахов, начальник управления беспилотных систем в НИЦ им. Жуковского. Этот вариант замечателен тем, что наши коллеги смогли обсудить основные вопросы с профессионалом, который не может много времени уделять нашей работе, но по интересующим вопросам готов прийти на одно из заседаний.

Также, среди наших участников есть «экстерны» – коллеги, которые много участвовали в создании первой и второй версий дорожной карты, имеется в виду актуализированной дорожной карты, которая находится сейчас на согласовании в ФОИВах, которые также по разным причинам не могут постоянно работать, но могут приходить на определенные этапы и делать доклады, корректировку работы по сегментам. В этом разница между «экстернами» и «консультантами», которые в дорожную карту не погружены.

Параллельно с нами на Форсайте работают три региональные группы – это Северо-Запад, Центр и Юг, причем эти группы также имеют профессиональную ориентацию, скажем, группа Юг работает над бортовым оборудованием, а Северо-Запад – над бортовыми установками. Одновременно прорабатываются вопросы со стейкхолдерами. Это, например, как отдельные персоналии — организаторы или активисты НТИ, лидеры рабочих групп, лидеры направлений, лидеры бизнеса, так и организации, с которыми мы трудимся –заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации госсектора авиационной и космической науки и т.д. Также мы считаем, что необходимо консультироваться с потребителями рынков будущего.

Наши источники информации – это утвержденная в 2016 г. дорожная карта. В работе мы используем хорошо в свое время сформированный массив данных по Форсайту НТИ 2015 г, он, на наш взгляд , был на редкость удачен, многое осветил и многое угадал. Также, в работе дорожная карта 2020: сама дорожная карта, аналитика к ней, включая несколько приложений от А до Г, которые говорят о списке источников ( более 600), о перечне ключевых  технологий. Идущий сегодня многосторонний, во многом межотраслевой Форсайт синтезирует все материалы, которые наработаны, в том числе совместно, с работающей параллельно группой дорожной карты «Аэронекст» (AeroNext).

Гипотезы рынка были обновлены и обозначены как:

  • Геохаб – ситуационная осведомленность всегда и везде, демократизация, ускорение обращения к аналитическим данным.
  • Аэро — начинали с того, что обозначили гипотезу рынка как «логистика третьего измерения, мне сверху видно все», и,  как в самом первом варианте было сказано, «логистике, поднятой в воздух».
  • Космонавтика – технологии коммерческой космонавтики придают глобальности рынку НТИ, синергетически расширяют возможности путем снижения стоимости и расширения услуг.

В конце концов договорились об общем варианте, который звучит так: «логистика и наблюдение. поднятые над Землей, реализуемое новыми поколениями авиационно-космических систем и обеспеченное надежным информационным полем». Это было принято за рабочую гипотезу, и мы движемся далее. Анализ трендов: в авиации – увеличение эксплуатационных ресурсов всех транспортных баз в мире, эту версию предложил представитель группы Кронштадт Владимир Воронов, совокупное увеличение суммарной продолжительности нахождения БАС в воздухе в мире, рост грузоподъёмности в мире. Это что касается логистики. Повышение объёма инфраструктурных услуг по организации движения — тренды, которые касаются роботизации, образования, экологии. Аэронет пошел даже далее и предложил кластеризацию трендов: по технологиям, по инфраструктуре, по общественным отношениям, кадровым мероприятиям.

По Космосу, наиболее важные тренды: уменьшение удельной стоимости выведения полезной нагрузки на орбиту, имеется в виду околоземная орбита Земли. Как пример, здесь можно назвать проекты в частной области: существующая Falcon 9, сверхлегкая ракета- носитель Electron, разрабатываемая полностью многоразовая Starship, супер-тяжелая ракета-носитель. Это что касается средств выведения, без которых космонавтики нет. Второй тренд – рост малого числа аппаратов на околоземных орбитах. Как пример, здесь можно упомянуть о проекте Starlink SpaceX: интернет вещей, где уже более 400 аппаратов на орбите и развертывание группировки продолжается, идут другие подобные проекты. Причем малые космические аппараты начинают делаться серией, сходят со стапеля и выводятся кластерно. Третий тренд: снижение количества нормативно-правовых ограничений на осуществление коммерческой космической деятельности. Лидер этого направления США. Недавно там приняли открытое для всех Соглашение о коммерческом использовании «Артемида» — о коммерческом использовании Луны частными компаниями. Важно сказать, что в основах космической политики России от 2013 года приоритет частной космонавтики также был зафиксирован и этого надо добиться. Мы анализируем, как действуют лидеры в мире, которые освобождают околоземную орбиту, хозяйственную деятельность на ней и индустриализацию низкой орбиты — для частников, а сами идут в глубь Солнечной системы и, наверное, это правильное разделение. Мы, как участники, должны чувствовать в этом и свою силу и свою ответственность. Четвертое. Рост венчурных инвестиций в частную космонавтику в мире идет очень быстрыми темпами. Целый ряд компаний это показывает. И, наконец, пятый тренд — увеличение доли частных операторов в околоземном пространстве.

Сегменты. Сегмент Геохаб, примеры ключевых трендов: увеличение объёмов и разнообразия предлагаемых рынку данных дистанционного зондирования земли, получаемых с беспилотных воздушных судов. Примечание — под ДЗЗ, в отличие от законодательства РФ, мы понимаем любую дистанцию от 1 м до 36 тысяч километров и не ограничиваясь этим. Второе: повышается требование к точности картографии и определение местоположения, позиционирования для беспилотного транспорта. Третье: рост числа беспилотного транспорта в развитых странах. Вспомним, что об этом же говорит и беспилотная авиация, сегмент Аэро: увеличение скорости доступа к оперативным данным съемки с БАС и космического ДЗЗ, рост масштабов несоответствия пространственных данных в различных государственных и частных информационных системах. Тут, к слову, надо отметить, что назрел вопрос о порядке доступа частников в отрасль геоданных. И это один из ключевых моментов, над которым сегодня работает не только основная рабочая группа, но и законодательная рабочая группа Аэронет.

Далее, мы решили посмотреть на технологии, где у нас получаются пересечения с трендами. Мы начали анализ со стейкхолдеров. Например, с крупных государственных, но при этом инновационных, монополий: РЖД, Почта России. Это работа только начата. Мы стараемся выделять сквозные технологии понимая, предыдущий опыт нас этому научил, что есть специфичные сквозные технологии Аэронет, например, авиационно-космические, и есть сквозные технологии общетехнологические, например, машиностроительные или информационные.

Тренды и Технологии. Технологии, как пример, в авиации: это планер, движители, электронные системы навигации и управления, интеллектуальные информационные системы. Тренды мы описали выше.

В заключение стоит отметить, что наряду с тем, что сама концепция НТИ была задумана великолепно и отвечает духу времени, инструменты по ее реализации по созданию новых рынков, на который опирается НТИ, такие как РВК и ФСИ (Фонд содействия инновациям), предполагают финансирование проектов. Причем проектов, которые обладают рядом критериев, в том числе коммерческим потенциалом. И вместо планомерного финансирования дорожной карты идет финансирование проектов, идет,  по сути, несистемным образом. Дорожную карту в итоге практически не финансирует никто и мы за раз за разом указываем, что ее финансирование составляет сейчас порядка 10% от того объёма, который мы себе наметили тогда, в 2015-2016гг (когда создавалась дорожная карта Аэронет), в общей сумме это составляет 20 млрд. руб. Выполнена же дорожная карта на примерно 15%, то есть в 1,5 раза больше, эффективнее, чем само финансирование. Но если мы говорим о целевом развитии рынка, то мы должны придумать целевые отраслевые инструменты его развития.

Мы считаем, что это целевые вызовы, на которые должна ответить НТИ в целом, Платформа НТИ и мы, как авторы дорожных карт. Если стратегии целевого развития рынков не будут снабжены ресурсами как стратегии целиком, они не будут выполнены. К тому же, сама стратегия тоже должна быть выбрана, какой она должна быть: догоняющая, опережающая или комбинированная? Мы считаем, что стратегия должна быть опережающей. Надо говорить об опережающем создании серьезных, сложных продуктов, таких, как, транспортный тяжелый БВС, например, создание оригинальных, наукоемких продуктов, соответствующих тенденциям, существующим сегодня на рынке. Создавать, сертифицировать, и выпускать в серию. Именно такая стратегия может зажечь, увлечь молодежь, и такая стратегия может стоить не дороже, чем стратегия «догоняющего развития», когда мы будем копировать какие-то долголеты, летать на конверсионных старых, но надёжных израильских аппаратах.

Группа AeroNext в это время работает над задачами, которые мы считаем также важными и нужными, в рамках действующей дорожной карты, идут параллельно в рамках кросс-рыночных решений. Их работа посвящена, в том числе, применимости БАС на таких рынках как HomeNet, GameNet. Факторы, влияющие на рынки, мы держим в поле внимания и рассчитываем, что к августу месяцу приблизимся к синтезу дорожной карты совместно с ДК AeroNext (Аэронекст).