Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы

09.10.2019

Специальное интервью соруководителя рабочей группы НТИ «Аэронет» Сергея Жукова для Sky Review.
Национальная технологическая инициатива — долгосрочная программа по созданию и развитию новых рынков, которые должны обеспечить России место в авангарде мировых технологий. В рамках НТИ реализуется одиннадцать «рыночных» дорожных карт, в числе которых — «Аэронет», способствующая всестороннему развитию воздушного транспорта на основе технологий БАС. Сегодня определены главные сегменты развития рынка «Аэронет». Это дистанционное зондирование Земли и мониторинг, сельское хозяйство, перевозки грузов и в перспективе людей, поиск и спасание, а также обеспечивающие направления: развитие технологий БАС и законодательного регулирования, образование, популяризация и работа с профессиональными сообществами, формирование физической и цифровой инфраструктуры.
 
В своем интервью порталу Sky Review Сергей Жуков рассказывает о структуре управления «Аэронет», наиболее перспективных проектах и существующих для отрасли барьерах.
— Сергей Александрович, на сегодняшний момент более 900 проектов НТИ получили финансирование, в том числе предложенные «Аэронет». Легко ли тому или иному проекту заслужить кредит доверия у экспертов НТИ?

«Мы руководствуемся „Положением о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий („дорожных карт“) Национальной технологической инициативы“, утвержденным постановлением Правительства России от 18 апреля 2016 года № 317. На практике это выглядит так. Как правило, любой проект „заходит“ сначала в экспертное сообщество рабочей группы, где мы оцениваем его, прежде всего, с научно-технической стороны, затем в проектный комитет (ПК), который подвергает концепцию проекта экспертизе на предмет соответствия целям и задачам НТИ. Если получено „добро“, наступает стадия разработки проекта, где детально обосновываются все его составляющие, например, техническое задание, проектная команда, кооперация, бизнес-план, смета и прочее. После одобрения ПК, проект допускается к стадии отбора, и уже на основании его полного описания детально рассматривается рабочей группой (в официальном ее составе), профильным министерством (для нас это Минпромторг России), АСИ, РВК и общесистемным для НТИ министерством — Минобрнауки России. На этой стадии проект ждет и анонимная экспертиза, осуществляемая профильными специалистами из экспертного пула инновационного центра „Сколково“. Все отзывы и заключения направляются в Экспертный совет НТИ. В случае, если проект одобрен заседающими в нем академиками и представителями институтов развития, он попадает в Межведомственную рабочую группу. „Зеленый свет“ проекту дает именно МРГ, после чего с разработчиками заключается контракт в Фонде поддержки проектов НТИ.

У Фонда имеются две основные формы поддержки проектов — грант и вхождение в уставный капитал. На стадии НИОКР и снятия технических рисков, как правило, используется первый вариант, на последующих стадиях развития проекта — второй»

— НТИ имеет довольно разветвленную административно-управленческую структуру. Отдельно хотелось бы остановиться на таком механизме, как рабочие группы. Какие задачи они решают?

«Функции „рыночных“ рабочих групп НТИ описаны в упомянутом выше постановлении Правительства России № 317. Они разнообразны. С одной стороны, группы занимаются разработкой „дорожных карт“ по „своим“ направлениям НТИ, которые затем согласовываются заинтересованными организациями и ФОИВ и утверждаются правительственной комиссией. С другой стороны, реализация „дорожных карт“ предполагает многостадийный отбор проектов, впоследствии — содействие в управлении этими проектов, поддержку компаний и выявление технологических барьеров. Именно рабочие группы НТИ следят за выполнением „дорожных карт“ в целом, оказывают на этот процесс управляющие воздействия.

В каждом направлении НТИ рядом с „рыночной“ РГ действует „законодательная“ рабочая группа, которая помогает выявлять и устранять нормативные барьеры, мешающие бизнесу. Законодательные группы созданы и работают на основании постановления Правительства России от 29 сентября 2017 года № 1184 и собственных „дорожных карт“. Каждая законодательная „дорожная карта“ утверждается отдельным распоряжением правительства. Таким образом, в любом направлении НТИ („Автонет“, „Аэронет“, „Маринет“, „Нейронет“ и т. д.) есть две рабочие группы и две „дорожные карты“, одна — по рынку, другая — по развитию нормативной базы»

— Как известно, НТИ приходится быть посредником между разными бизнесами, ведомствами, организациями. Как осуществляется эта деятельность?
«Работа с профильным сообществом, которое очень разнообразно, ориентирована на компании, вузы, традиционную промышленность, профессиональные объединения, а также государственных заказчиков. Мы в „Аэронете“, например, осуществляем активную коммуникацию с профильными ФОИВ — Минпромторгом России, Минтрансом России, Роскосмосом, а также — с Минэкономразвития России, в ведении которого находятся геопространственные данные и регулирование работ с ними. Между ведомствами порой нелегко навести мосты и согласовать интересы, но мы стараемся это делать, так как видим глобальную цель — создать новые рынки высоких технологий и, тем самым, вывести страну на новую ступень развития»
— Сегодня в мире активно обсуждается тема интеграции дронов в общее воздушное пространство. Как Вы могли бы оценить это направление развития авиации?

«Тематика интеграции беспилотных воздушных судов в общее небо уже много лет стоит в повестке глобального координатора — ИКАО и других международных организаций. Сформулированы принципы такой интеграции, разрабатываются общие стандарты, призванные гармонизировать требования национальных законодательств.

Если говорить о развитии национальных законов и о практике интеграции, то здесь лидеры — Соединенные Штаты Америки. В США существует целая система государственных органов, которые координируют имплементацию БАС в экономику страны. Американцы сформулировали и быстро развивают правила и технологии UTM. Примерно по такому же пути идет объединенная Европа.

В нашей стране подобная работа находится, надо признать, в начальном состоянии. Обсуждается (пока не утверждена) государственная концепция интеграции БАС в общее воздушное пространство. На недавнем заседании Межведомственной рабочей группы НТИ утвержден проект первого этапа создания национальной системы UTM. Функциональным заказчиком системы является ФГУП „ГК по ОрВД“. Исполнителем — АО „АСТРА“.

С основными технологиями, казалось бы, более или менее ясно -это и различные программные платформы, и МПСН или сотовая связь, а также командные линии, которые впервые предлагается использовать в гражданской авиации — С2 и С3. Однако пока подготовить полностью готовую концепцию не получается, и, думаю, здесь проблема кроется не столько в нехватке кадров, сколько в противоречиях между основными игроками. При этом стоит отметить, что у государства в лице Минтранса России имеется огромная заинтересованность в том, чтобы максимально быстро и качественно внедрить эти технологии, дать беспилотной авиации и авиации общего назначения возможность развиваться и вносить свой вклад в экономику»

— Много копий сломано и на теме такой технологии, как линия передачи данных. Есть 1090ES, которая используется в десятках стран мира. Также имеется шведская разработка VDL-4, которая так и не стала мировым стандартом. Казалось бы, все понятно, и тем не менее, продолжаются споры. Вы считаете эту дискуссию целесообразной?
«Полагаю, эти споры порой выходят за рамки приличия. Жаль потенциал и ресурсы компаний, которые ведут, как мне кажется, бесполезную дискуссию, повторяясь и не стараясь прийти к поиску новых прорывных решений. Эти усилия можно было бы направить на развитие отрасли. По поводу каналов связи скажу так: есть признанный миром стандарт, и мы должны выстраивать свои решения на его основе. Что касается VDL-4, то, думаю, у этой технологии есть неплохие перспективы в нишевых применениях, к примеру, в поисково-спасительных операциях»
— Еще одна актуальная тема — аэротакси. Об этом много говорят, разные компании заявляют о своих проектах, но пока сложно понять, к чему мы движемся. Недавно, кстати, в СМИ появилась информация, что в НТИ будет организовано объединение авиакомпаний в консорциум, на базе которого и будет создаваться в РФ аэротакси. Сергей Александрович, когда же мы взлетим?
«Весной этого года наши эксперты насчитали 117 проектов в мире по аэротакси. Это внушительная цифра сама по себе, она говорит о мировом тренде. У нас наиболее продвинутым проектом сегодня можно считать попытку компании В Р Технологии и „Яндекса“ запустить сервис на базе БВС вертолетного типа VRT500. Рассматриваются также предложения по перевозке грузов на других аппаратах вертикального взлета/посадки. Рабочая группа „Аэронет“ активно прорабатывает рынок с точки зрения технологий и сервисов, мы все больше склоняемся к варианту создания консорциума. В него могут войти несколько компаний, в совокупности владеющих комплексом необходимых технологий. Нам важно понимать несколько моментов. Организация бизнеса в этой сфере требует единых правил и соответствующей инфраструктуры, которые обеспечат бесшовные транспортные потоки. При этом, аэротакси должно быть ненамного дороже традиционного такси — в пределах 20% роста стоимости. Скорее всего, испытательным полигоном для первых полетов станет Подмосковье, затем уже можно говорить о испытаниях в условиях мегаполиса. Думаю, к 2025 году мы можем получить тестовые пассажирские линии с аэротакси на основе отечественных разработок»
— Вы затронули важную тему — устранение существующих барьеров в сфере законодательства. Сегодня этой проблеме уделяется большое внимание. Что делается в этой части в рамках НТИ?
«Мы работаем на основе законодательной „дорожной карты“, утвержденной распоряжением Правительством России от 3 апреля 2018 года № 576-р. В рамках этого документа предусмотрена реализация 33 мероприятий, в сумме предполагающих разработку или внесение изменений в 50 нормативных актов. Это очень объемная работа. Сейчас в рамках „дорожной карты“ наши усилия направлены, прежде всего, на создание системы сертификации БАС, разработчиков и эксплуатантов, уточнение правил использования воздушного пространства, либерализацию законодательства в части открытой съемки территорий. Нам приходится много дискутировать с силовыми структурами, у которых свои цели и задачи, связанные с вопросами безопасности. Но уверен, со временем мы придем к единому видению баланса интересов бизнеса и государства».
 
Сергей Александрович Жуков
— российский политический и общественный деятель, космонавт-испытатель, предприниматель. Кандидат технических наук, действительный член Российской академии космонавтики имени Циолковского. С 1990 года — президент Московского космического клуба, с 2015 года — лидер (соруководитель) рабочей группы НТИ «Аэронет», руководитель рабочей группы «Аэронет» по законодательству, член Союза писателей России. Сергей Жуков — автор книги «Стать космонавтом! Субъективная история с обратной связью», двух сборников стихов, научных и публицистических статей.