«Мы руководствуемся „Положением о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий („дорожных карт“) Национальной технологической инициативы“, утвержденным постановлением Правительства России от 18 апреля 2016 года № 317. На практике это выглядит так. Как правило, любой проект „заходит“ сначала в экспертное сообщество рабочей группы, где мы оцениваем его, прежде всего, с научно-технической стороны, затем в проектный комитет (ПК), который подвергает концепцию проекта экспертизе на предмет соответствия целям и задачам НТИ. Если получено „добро“, наступает стадия разработки проекта, где детально обосновываются все его составляющие, например, техническое задание, проектная команда, кооперация, бизнес-план, смета и прочее. После одобрения ПК, проект допускается к стадии отбора, и уже на основании его полного описания детально рассматривается рабочей группой (в официальном ее составе), профильным министерством (для нас это Минпромторг России), АСИ, РВК и общесистемным для НТИ министерством — Минобрнауки России. На этой стадии проект ждет и анонимная экспертиза, осуществляемая профильными специалистами из экспертного пула инновационного центра „Сколково“. Все отзывы и заключения направляются в Экспертный совет НТИ. В случае, если проект одобрен заседающими в нем академиками и представителями институтов развития, он попадает в Межведомственную рабочую группу. „Зеленый свет“ проекту дает именно МРГ, после чего с разработчиками заключается контракт в Фонде поддержки проектов НТИ.
У Фонда имеются две основные формы поддержки проектов — грант и вхождение в уставный капитал. На стадии НИОКР и снятия технических рисков, как правило, используется первый вариант, на последующих стадиях развития проекта — второй»
«Функции „рыночных“ рабочих групп НТИ описаны в упомянутом выше постановлении Правительства России № 317. Они разнообразны. С одной стороны, группы занимаются разработкой „дорожных карт“ по „своим“ направлениям НТИ, которые затем согласовываются заинтересованными организациями и ФОИВ и утверждаются правительственной комиссией. С другой стороны, реализация „дорожных карт“ предполагает многостадийный отбор проектов, впоследствии — содействие в управлении этими проектов, поддержку компаний и выявление технологических барьеров. Именно рабочие группы НТИ следят за выполнением „дорожных карт“ в целом, оказывают на этот процесс управляющие воздействия.
В каждом направлении НТИ рядом с „рыночной“ РГ действует „законодательная“ рабочая группа, которая помогает выявлять и устранять нормативные барьеры, мешающие бизнесу. Законодательные группы созданы и работают на основании постановления Правительства России от 29 сентября 2017 года № 1184 и собственных „дорожных карт“. Каждая законодательная „дорожная карта“ утверждается отдельным распоряжением правительства. Таким образом, в любом направлении НТИ („Автонет“, „Аэронет“, „Маринет“, „Нейронет“ и т. д.) есть две рабочие группы и две „дорожные карты“, одна — по рынку, другая — по развитию нормативной базы»
«Тематика интеграции беспилотных воздушных судов в общее небо уже много лет стоит в повестке глобального координатора — ИКАО и других международных организаций. Сформулированы принципы такой интеграции, разрабатываются общие стандарты, призванные гармонизировать требования национальных законодательств.
Если говорить о развитии национальных законов и о практике интеграции, то здесь лидеры — Соединенные Штаты Америки. В США существует целая система государственных органов, которые координируют имплементацию БАС в экономику страны. Американцы сформулировали и быстро развивают правила и технологии UTM. Примерно по такому же пути идет объединенная Европа.
В нашей стране подобная работа находится, надо признать, в начальном состоянии. Обсуждается (пока не утверждена) государственная концепция интеграции БАС в общее воздушное пространство. На недавнем заседании Межведомственной рабочей группы НТИ утвержден проект первого этапа создания национальной системы UTM. Функциональным заказчиком системы является ФГУП „ГК по ОрВД“. Исполнителем — АО „АСТРА“.
С основными технологиями, казалось бы, более или менее ясно -это и различные программные платформы, и МПСН или сотовая связь, а также командные линии, которые впервые предлагается использовать в гражданской авиации — С2 и С3. Однако пока подготовить полностью готовую концепцию не получается, и, думаю, здесь проблема кроется не столько в нехватке кадров, сколько в противоречиях между основными игроками. При этом стоит отметить, что у государства в лице Минтранса России имеется огромная заинтересованность в том, чтобы максимально быстро и качественно внедрить эти технологии, дать беспилотной авиации и авиации общего назначения возможность развиваться и вносить свой вклад в экономику»