Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы

11.06.2020

✅ #AeroNet разделился на 3 сегмента:
1️. Аэро. Гипотеза: Логистика третьего измерения и мне сверху видно всё…
2️. ГеоХаб . Гипотеза: Ситуационная осведомленность всегда и везде.
3️. Космос. Гипотеза: Технологии коммерческой космонавтики придают глобальный характер рынкам НТИ Аэронет, синергетически расширяя их возможности путем снижения стоимости и расширения услуг.

✅ #AeroNext – в процессе самоопределения. Это экосистема взаимоувязанных с нормативным регулированием сервисов с применением БАС всех классов.
Метафоры рынка:
🌀 Комплекс БАС, ПО и наземных инфраструктурных объектов, реализующих полностью автономную воздушную логистику.
🌀 БАС как продукт «из коробки».
🌀 Логистика как сервис.

В космонавтике в последнее время много событий.
🚀С территории США впервые за 9 лет к МКС запустили (https://t.me/nti2035media/55) пилотируемый корабль.
🌚Илон Маск бросает все силы на создание (https://t.me/nti2035media/98) Starship – корабля, который доставит людей на Луну и Марс.
💪«Роскосмос» обещает (https://www.kommersant.ru/doc/4373372) заняться «технологическим фитнесом» и сделать российскую космонавтику более «поджарой». В планах создать 4 профильных холдинга: по ракетостроению, спутникостроению, наземной космической инфраструктуре и науке.

Мы поговорили обо всем этом с экспертами AeroNet по направлению «Космос», участниками форсайта НТИ.

Что там с космосом?

Дмитрий Шматов, участник AeroNet НТИ, заместитель заведующего кафедрой ракетных двигателей ВГТУ:
«Сейчас ситуация в космической отрасли такая: МКС становится тяжело содержать в финансовом плане. На ее эксплуатацию в год требуется как минимум 1 млрд долларов. Бизнес такие деньги тратить не хочет. У Маска сейчас всего два подтвержденных заказа на пилотируемые корабли для МКС – один пуск в год. Многотысячную компанию SpaceX таким кораблем вряд ли прокормишь. Глобальная спутниковая система Starlink в коммерческую эксплуатацию тоже ещё не принята.

И NASA остается единственным якорным заказчиком. Так что МКС на закате, коммерчески она себя уже не оправдает, поэтому нужен новый национальный тренд, например, Луна. Маск идёт проторенной дорогой, но на этом этапе нужны новые технологии, например, по длительному хранению криогенных компонентов, навигационной системе на орбите Луны и т.д. Если в ближайшие два года SpaceX разработает метановые двигатели и NASA не остынет к Луне в очередной раз, то в 2023-2024 можно ждать полета на Луну».

Игорь Верховский, главный специалист по перспективным пилотируемым кораблям РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, эксперт AeroNet НТИ:
«В 2021 году Джефри Безос начнёт летно-конструкторские испытания своего носителя. Маска попросят не суетиться. Что мы увидим в итоге:
— 2021-2022 вероятный отказ от РД-180,
— просадка России в части экспорта,
— 2023-2025 годы — вопрос о продолжении дальнейшей эксплуатации МКС без активного финансирования со стороны государств,
— локальные редкие частники на низкой околоземной орбите,
— начало отработки транспортных средств к Луне и Марсу.

Суммарно NASA инвестировала в Маска не менее 10-11 млрд долларов для разработки ракетоносителя и грузового и пилотируемого кораблей. Ценник по Луне гораздо выше. Сейчас Маск на Super Heavy может отправить к Луне не более 15 тонн. Это в три раза меньше, чем «Сатурн» 1969 года выпуска. При этом космической отрасли нужен супертяж и над ним работает Безос. У него хватит денег, а у Маска нет».

Михаил Кислицкий, участник форсайт Аэронет НТИ, главный специалист БГТУ «ВОЕНМЕХ» им Д.Ф. Устинова, занимался разработкой пилотируемого лунного экспедиционного комплекса Л3М, космического разгонного блока «ДМ»:

«Рано или поздно люди достигнут Марса, построят на нем базы и начнут освоение и использование для своих нужд. Не исключено, что когда-нибудь удастся улучшить и условия на планете (т.н. терраформирование). Но пока таких технологий нет. Проект Маска по Марсу представляется мало продуманным и во многом выглядит безответственным по отношению к тем людям, которых он собирается отправить на Марс. Это касается технических, организационных и других аспектов.

Цели Маска в основном рекламные, и, тем не менее, его деятельность приносит пользу, стимулируя развитие практической космонавтики, которая в последние лет 40 развивается ни шатко ни валко во всех космических державах. Результаты деятельности Маска показывают, что некоторые вещи, которые казались достаточно далекими, могут быть реализованы уже сейчас. И прежде всего потому, что инженерам дали возможность реализовывать идеи, которые кажутся невозможными. Сколько конкретно денег нужно на освоение Марса, сейчас точно не может сказать никто.

Осваивать космос человечеству абсолютно необходимо и полеты на Марс – один из важнейших этапов начальной стадии этого процесса. Пилотируемые полеты к Марсу обязательно должны быть составной частью российской космической программы. Мы обязательно должны быть на Марсе. Для этого необходимо создавать систему, дружественную к инновациям и инноваторам. Одновременно нашему государству следует увеличить финансирование космической программы, которое было существенно урезано несколько лет назад».

Источник: Телеграмм-канал НТИ 20.35 (НТИМЕДИА)