Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы

29.08.2019

Пресс-релиз о применении в России стандарта системы автоматического зависимого наблюдения за магистральными воздушными судами и воздушными судами авиации общего назначения VDL-4.

Протокол: заседания Комитета по беспилотным авиационным системам НП «Союз Авиапроизводителей»

Аэронавигационный комитет Союза авиапроизводителей России считает необходимым довести до вашего сведения, что в СМИ и на публичных мероприятиях от имени компаний, вошедших в Ассоциацию «Аэронет», определенный круг лиц вводит в заблуждение читателей и слушателей, лоббируя свои частные интересы.

Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем «Аэронет» (далее – «Ассоциация»), ранее сокращенно именовавшаяся «ЭРБАС», самовольно присвоила себе принадлежавший изначально АО «РВК»  товарный знак «Аэронет» Национальной технической инициативы и, пользуясь чужим брендом, начала зазывать предприятия отрасли под свои знамена.

Ассоциация «Аэронет» озвучивает свои приоритетные задачи:

  • Развитие воздушного законодательства и отраслевых нормативных актов в сферах применения беспилотных авиационных систем;
  • Формирование стандартов и правил профессиональной деятельности;
  • Коллективное страхование гражданской ответственности эксплуатантов БАС перед третьими лицами в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ и др.

Однако все публичные выступления руководителя данной организации Глеба Бабинцева и члена-активиста ассоциации Аэронет сотрудника ФГУП ГосНИИАС Эдуарда Фалькова сводятся, как правило, лишь к одной теме — лоббирование стандарта линии передачи данных автоматического зависимого наблюдения VDL-4, подчеркивая при этом, что это – консолидированная позиция всех членов Ассоциации.

Львиная доля контента официального сайта Ассоциации, все материалы в прессе посвящены нападкам на внедренную во всем мире согласно планам ИКАО технологию АЗН-В 1090ES и одновременному навязыванию Российской Федерации стандарта VDL-4, не принятого к использованию ни одной страной мира по причине технического и технологического несовершенства. Каждое публичное мероприятие включает в себя выступление спикера Эдуарда Фалькова, и всегда с одной и той же темой.

Создается впечатление, что руководство Ассоциации эксплуатирует бренды компаний, вошедших в ее состав, и маскирует ими свои собственные цели по лоббированию в России VDL-4. Стандарт VDL-4 разработан шведской компанией GP&C, которая в 1991 году получила соответствующий международный патент.

Отсутствие применения стандарта VDL-4 в аэронавигации во многом обусловлено его техническими особенностями. Используемый VDL-4 диапазон радиочастот 117,975-137 МГц в настоящее время применяется авиационной подвижной службой, в качестве аварийных частот и частот для целей поиска и спасания, для наземной связи на аэродромах, связи «воздух-воздух», для ОВЧ-линий цифровой связи (все режимы VDL, в том числе VDL-2, который получил массовое распространение). Указанный частотный диапазон является наиболее загруженным в авиации.

На первоначальных этапах исследования VDL-4 были обнаружены проблемы с электромагнитной совместимостью при работе бортового и наземного оборудования VDL-4 со штатным оборудованием ОВЧ диапазона воздушных судов и органов обслуживания воздушного движения. В связи с этим компании Boeing и Airbus еще в 2003 году отказались устанавливать бортовое оборудование VDL-4 на свои воздушные суда. В ходе выполнения пилотного проекта «Москва‑МВЗ» установленные в Московской воздушной зоне наземные станции VDL-4 создают помехи для работы штатных систем ОВЧ радиосвязи, эксплуатируемых филиалом «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Символьная скорость VDL-4 составляет 19,2 Кб/сек, что значительно уступает 1090 ES и UAT, у которых аналогичный показатель составляет 1 Мб/сек. При этом в настоящий момент под руководством ИКАО осуществляется стандартизация новой сигнальной конструкции 1090 ES (8 PSK, использование фазовой модуляции), по результатам которой символьная скорость 1090 ES будет увеличена до 4 Мб/сек. Важно отметить, что 1090 ES среди всех линий передачи данных «борт-земля» в гражданской авиации на сегодняшний день имеет самую большую пропускную способность и потенциал ее повышения в обозримой перспективе.

Символьная скорость VDL-4 является одним из ключевых ограничений ее применения в мире. В соответствии с проведенной Евроконтролем оценкой на предмет возможности использования VDL-4 в интересах передачи данных наблюдения, а также иных данных по аналогии с линией передачи данных VDL-2, было дано отрицательное заключение относительно перспектив использования VDL‑4 в Европе (Assessment of VDL Mode 4 Frequency, Capacity and Performances).

При проведении вышеуказанной оценки Евроконтролем использовались различные условия применения VDL-4: одна станция взаимодействует с 1 или 100 воздушными судами, 10 наземных станций взаимодействует с 400 воздушными судами, и др. В условиях, когда 1 станция VDL-4 взаимодействует с 100 воздушными судами в зоне ее действия потенциал пропускной способности VDL-4 ограничен загрузкой не более 4 байт с каждого воздушного судна периодичностью не чаще 6 раз в минуту (каждые 10 секунд).

При этом действующие в мире и в Российской Федерации требования к АЗН-В 1090 ES предусматривают возможность каждой станции 1090 ES в зоне ее действия обрабатывать от не менее 300 воздушных судов как минимум 2 сообщений в секунду о местоположении. По указанному показателю 1090 ES кардинально превосходит VDL-4, в связи с чем Евроконтролем был сделан вывод о невозможности применения VDL-4 для критических сервисов обслуживания воздушного движения, к котором относится, в том числе, наблюдение.

Эдуард Фальков приковывает внимание своих слушателей и читателей популистическими высказываниями, взывая к эмоциональной отзывчивости, при этом исключая погружение в технические аспекты, ведь озвучив вышеперечисленное, тема VDL-4 будет исчерпана и закрыта навсегда.

Аэронавигационный комитет Союза авиапроизводителей настоятельно рекомендует не воспринимать доводы, которые исходят под прикрытием Ассоциация «Аэронет» от Э. Фалькова и Г. Бабинцева, и обратить внимание, что деятельностью Ассоциации наносится ущерб Вашей деловой репутации и авторитету брендов, т.к. Ассоциация не занимается своей уставной деятельностью, а лишь обвиняет государство, участников рынка в недоказанных фактах, что может быть растолковано компетентными органами как клевета и введение в заблуждение неограниченного круга лиц. Считаем свои долгом предостеречь Вас от участия в лоббистской кампании господ Э. Фалькова и Г. Бабинцева по продвижению неоднозначных решений VDL-4.

Протокол: заседания Комитета по беспилотным авиационным системам НП «Союз Авиапроизводителей»

Источник: aeronavcom.ru

Материалы по теме публикации:

Аэронавигационный комитет САП: технологическое единство закон безопасности воздушного движения

Boing Position Paper ON VDL-4 2003

Airbaus Work ON Mode VDL-4 2003

Europian Organisation For The Safety Of Air Navigation Assessment fo VDL-4 2010