2 декабря 2022г в Москве состоялся Съезд Аэронет, традиционно прошедший в формате научно-технической конференции. Подведем его итоги.
В начале работы Съезда было отмечено, что за период с 2020г пройден большой путь по согласованию действий с Правительством РФ и министерствами —дорожной карты Аэронет 2020-2021г., что способствовало общему пониманию проблем отрасли и возможностей дальнейшего ее становления. Теперь требуется более взвешенная стратегия Аэронет, позволяющая использовать уже созданные в стране институты развития, в том числе появившиеся за последний год, основанная на мероприятиях в сфере импортозамещения и формирования технологического суверенитета. Еще в период работы первого Съезда Аэронет в 2020 году представители Минобрнауки обращали внимание, что требуется большая интеграция проектов, реализуемых подведомственными университетами, научными организациями, которые способствуют внедрению разработок, осуществляемых за счет бюджетного финансирования. Была отмечена большая заинтересованность со стороны министерства во внесении предложений для корректировки, модернизации и совершенствования образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов — в авиастроении, развитии космических технологий. Что на сегодняшний день, в том числе, реализуется через федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», совместные мероприятия партнеров НТИ и образовательных учреждений.
В 2021г Правительство России утвердило Концепцию интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство. Документ разработан по поручению Президента Владимира Путина. Концепция будет реализована в три этапа, как следует из документа, подписанного Премьер-министром М.В. Мишустиным 11 октября 2021г.: первый (организационный) -продлится до 2023 года, второй этап (технологический) — до 2027 года и третий этап (цифровой) — до 2030 года. Процесс интеграции существующих дронов в общее воздушное пространство также обсуждался на Съезде 2 декабря. Хорошим инструментом, способствующим выполнению полетных работ для БПЛА стало установление экспериментально правовых режимов в различных регионах страны. В 2020г, на первом Съезде Аэронет, мы только говорили об этом с Минтрансом, как раз тогда совместно с Фондом перспективных исследований (ФПИ) определялись требования, которые были применены на первом таком проекте «Тайга». После завершения экспериментально правового режима Минтранс получит поручение правительства внести в нормативные правовые акты изменения для коммерческого использования беспилотников. Таким образом, изменения могут быть внесены к 2025 году. Что предстоит еще сделать: нам предстоит вывести систему беспилотной авиации к той же степени готовности, как в пилотируемой авиации, когда все известно и все понятно, когда исход любого полета легко прогнозируем. Для этого нужно сформулировать понятную и удобную для всех систему категорирования беспилотников, по их массе (то, есть то, что характеризует потенциальный ущерб от их падения, столкновения), по целеполаганию их применения, определить все факторы возможного риска – организационные и технические, делать это последовательно, по методикам ИКАО. За рубежом приняли решение: там, где летает пилотируемая авиация – практически ничего не меняют, подход — максимально ничего «не трогать». К слову, на сегодня таких беспилотников, которые могут разделять воздушное пространство с пилотируемой авиацией — немного, это «тяжелые» беспилотники, преимущественно военные. Второй сегмент — это все устройства меньше 30 кг. Интересно проанализировать опыт США, там есть уже готовые технологии, которые могут гарантировать отсутствие риска, что БПЛА внезапно остановится и упадет. Они приступили к нормированию их летной годности и предъявлению требований к эксплуатантам, их сертификацию. Сертификация — без введения без каких-либо ограничений на эксплуатацию в воздушном пространстве, введены два базовых сценария для полетов.
Для всех будущих БПЛА, в любом случае, актуален вопрос — как из небольшого объема воздушного пространства перейти к среде, когда эти полеты будут выполняться совместно, без риска для наземной инфраструктуры. У нас сейчас формируется подход, основный на информационном обмене, необходимо создавать собственную инфраструктуру обмена данными. Есть наборы информационных сервисов, без которых доступ в воздушное пространство будет закрыт. Базовый сервис- это объявление о том, кто ты есть (обязательная регистрация БПЛА), вторая базовая задача – объявить свои намерения окружающим (план полета, по-другому– авторизация полета и любые изменения по его движению). Третье – понимание самого воздушного пространства и всех ограничений, которые в нем действуют (препятствия и объекты, которые необходимо преодолевать, огибать), и четвертая базовая функция – это информация о местоположении (постоянно сообщать, где ты находишься и кто ты). Здесь не подходят классические технологии ОРВД, так как как они существенного дорогие. Ставится задача обмена данными с госкорпорацией ОРВД, с любым эксплуатантом, которые будут выполнять задачи обнаружения и предотвращения столкновений, задачи централизованных линий связи. И здесь речь будет идти о введении правил полета, основанных на данных. Это принципиально новый подход, в ближайшем будущем будем пробовать аккумулировать эту инициативу, двигаться, понимая, что в этом вопросе происходит за рубежом и что у нас.
Развитию технологий на мероприятии 2 декабря традиционно было уделено значительное внимание, так как съезд проходит в режиме научно-технической конференции. Отмечены позитивные шаги в укреплении совместной работы основных разработчиков, в том числе частных компаний, и имеющимися в стране институтами. В 2022г. положено начало сотрудничества Фонда НТИ, Платформы НТИ и Фонда перспективных исследований (ФПИ). Не так давно состоялась встреча, в рамках которой были отмечены приоритетные направления такой деятельности – это Аэронет НТИ, и микроэлектроника. За последнее месяцы мы провели три больших семинара, в рамках которых поставили задачи по дальнейшему развитию технологий, обозначили проекты, которые можно было бы запустить совместно, объединив усилия по Фондам (Фонда НТИ и Фонда перспективных исследований) уже в ближайшем будущем. Чем можно будет поделиться в части совместной организации работ, так как это установленным в Фонде ФПИ четким регламентом, где все отработано и формализовано. Опыт ФПИ по построению больших коопераций, которые могут решать задачи демонстратора технологий, также существенно пригодится — этому была посвящена одна сессия семинара, на которой обсуждались вопросы создания перспективных электродвигателей авиационного назначения, обсужден вопрос развития силовой электроники. Кремниевая электроника исчерпала свои возможности как по температурным характеристикам, так и по частотам, и по напряжению. Стоит обратиться и начать работы по созданию и отработке карбид-кремниевой технологии, основные вопросы которой у нас в стране решены: есть университеты, которые могут выступать дизайн-центрами, есть фирмы, которые могут выпускать всю необходимую линейку изделий в этой сфере, в том числе две команды – частные компании. Третий семинар, который был проведён по технологиям совместно с ФПИ, был посвящен созданию ракетно-космической техники, в том числе с привлечением корпорации АФК «Система», где обсуждались вопросы создания дорожных карт, которые сейчас консолидирует Роскосмос в области развития космических услуг. На сегодня самый важный вопрос — создание индивидуального гражданского средства выведения сверхлёгкого класса, это наиболее сложная часть гражданской ракетно-космической программы, непонятно пока как ее «упаковать» и финансировать . Однако все участники рынка, и частные компании, и Роскосмос, подтверждают, что такое средство должно быть, и все понимают, что подойти к формированию кооперации в этой сфере здесь нужно с опытом ФПИ, который уже научился создавать крупные кооперации. Один из круглых столов работы Съезда был посвящен вопросам организации конкурса Аэронет на создание РН СЛК и малого разгонного блока, первый и второй этапы которого состоялись ранее, в 2021-2022гг.
Программа Съезда Аэронет 2 декабря 2022г.
Организатор: Рабочая группа Аэронет, Инфраструктурный центр Аэронет 2.0.