Квантовые технологии передачи данных способны обеспечить защиту беспилотного транспорта от взлома для предотвращения финансовых убытков и человеческих жертв.
Такое мнение в среду на онлайн-конференции «Летающее такси: кибербезопасность на земле и в воздухе», организованной платформой Национальной технологической инициативы (НТИ), высказал председатель экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при Госдуме Артем Кольцов, передает ТАСС.
«За 12 лет использования дронов в США было 418 крупных аварий, довольно высокий процент ущерба, который был нанесен именно дронами. Многие проблемы как раз лежали в области кибербезопасности. <…> Именно такие информационные технологии, как беспилотный транспорт, необходимо строить на радикально новой инфраструктуре. Известно, что квантовые технологии гораздо более устойчивы, чем традиционные, – квантовый ключ сложнее перехватить, эта технология на физическом уровне не позволяет делать такие атаки, которые позволяют традиционные технологии [передачи данных]», – сказал Кольцов.
Публичные испытания первого в России летающего беспилотного такси компании – участника рынка «Аэронет» НТИ «Ховер» прошли в Москве 25 января. Дрон сопоставим с размерами легкового автомобиля, он может парковаться на автостоянке и заезжать в гараж. С центральным сервером он связывается по сети связи нового поколения 5G. Предполагается, что в будущем такие беспилотники смогут самостоятельно определять препятствия, ориентироваться в городе и смогут перевозить как грузы, так и людей.
Важной для развития беспилотников остается тема кибербезопасности – недостаточная защищенность устройств от взлома может привести не только к финансовым убыткам, но и человеческим жертвам, считают в платформе НТИ.
«Идея транспорта для пассажиров, конечно, подразумевает исключительную кибербезопасность для дронов. Они, как известно, управляются по радиоканалу или автономно. И здесь возникают очень серьезные проблемы, связанные с безопасностью: не только с защитой от взлома, но и устройствами радиоэлектронных помех – так называемыми глушилками частот, подменой GPS и т. д. <…> Без [решения этих проблем] мы не сможем <…> подарить людям новый вид транспорта», – сказал основатель и CEO компании-разработчика беспилотного такси «Ховер» Александр Атаманов.