Информационный сайт АНО «ЦЕНТР «АЭРОНЕТ»

11.04.2020

Перед стартом НТИ 2.0 мы предложили лидерам действующих рынков оценить перспективы развития своего нета и ключевых направлений, которые предстоит развивать после перезапуска. Как рынок Аэронет будет работать в условиях «пересборки» НТИ, рассказал лидер рабочей группы рынка Сергей Жуков.

— Как лидер рынка Аэронет, выделите компетенции необходимые в составе рабочей группы прямо сейчас?

— Мы стараемся построить авиационно-космическую беспилотную отрасль, стыкующуюся с «большой» авиацией, с космонавтикой и сферой геопространственных данных, и поскольку это задача межотраслевая, то специалистов требуется много и разных. При разработке дорожной карты, формировании целеполагания, выборе стратегического сценария нужны люди с редко встречающимися компетенциями: стратеги и специалисты по строительству отраслей как целостного организма. При детальной проработке планов по сегментам рынка — картина уже другая. Нужны специалисты соответствующих отраслевых направлений. Например, специалисты по разработке беспилотных авиационных систем и их компонентов, профессионалы в ракетостроении, аэрофотосъёмке и аэронавигационных технологиях, специалисты по цифровому проектированию, по сертификации и др. 

Рынку нужны технологические предприниматели, а им надо помогать расти — и такие предприниматели нам нужны как воздух. Нужны люди с опытом внешнеэкономической деятельности.  Когда владелец стартапа выступает во всех ролях, то в какой-то момент стартап вырастает до размера средней компании и утыкается в ограниченный объем внутреннего рынка. Кроме того, в определенный момент, по достижении, скажем, миллиардного в рублях оборота, может встать вопрос о переходе от «семейной» модели управления к корпоративной, и надо это делать вовремя.

Не хватает специалистов в сфере нормотворчества, особенно в области частной космонавтики. Нужны отраслевые аналитики. Пробел с кадрами есть и в системе образования в подготовке новых специальностей, потребность в которых формирует рынок. Я предвижу время, когда придется перетягивать специалистов из традиционных отраслей. Собственно, эти процессы уже происходят, просто они в масштабе страны не очень заметны — наша новая отрасль пока еще мала. Чтобы построить рынок (и наш и другие рынки НТИ) нужно много специалистов с разными компетенциями. 

Рассчитываем, в частности, на передовые авиационно-космические вузы, а также на Кружковое движение НТИ, миссия которого — подготовить основу для следующего поколения инженеров. И мы, взрослые предприниматели и инженеры, должны с ребятами работать.

— Можете привести пример успешного стартапа, который начинал свой бизнес с сотрудничества с НТИ и с Вами?

— Пример роста от стартапа до средней компании — ООО «Спутникс». Компания недавно получила господдержку от НТИ на разработку типовой спутниковой платформы, на которой можно собирать разные космические аппараты для частной космонавтики. А начинали они на моих глазах в 2011 или 2012 году как резидент Фонда Сколково. На первый грант в 20 млн рублей (при 7 млн собственного софинансирования) они изготовили и запустили в космос небольшой КА «Аврора», созданный по технологии «tabletsat». Ребята смогли сделать это в короткие сроки и за более чем скромные деньги, особенно если сопоставить это с ценами в космической промышленности. 

Мы думаем о более плотном сотрудничестве с институтами развития при создании объектов техники, таких, например, как ракета-носитель сверхлегкого класса. Так, Сколково и Фонд содействия инновациям работают с проектами ранней стадии. Фонд НТИ и Фонд перспективных исследований поддерживают уже более взрослые проекты. Кстати, у Аэронета поддержаны 11 проектов НТИ, то есть утверждены межведомственной рабочей группой, кроме того, около 70 проектов профинансированы из Фонда содействия инновациям.

— Как заинтересовать действующие компании и перспективные стартапы участвовать в пересборке НТИ?

— Чтобы привлечь новые команды в НТИ 2.0, нужна ясно изложенная, подготовленная стратегическая цель. Изначально НТИ манила возможностью открыть новые технологические рынки. Но сегодня мы имеем примеры разочарований, медленного роста, отрыва конкурентов в США, в КНР, в Европе. Нужна ясно поставленная задача — как, например в направлении «частная космонавтика», где мы решили сосредоточиться на транспортной системе — сверхлегкая ракета и совмещенный с ней разгонный блок. Казалось бы, скромная цель, но это уже наметившийся сегмент рынка. В будущем, если соберем силы Роскосмоса и институтов развития, сможем подумать о создании низкоорбитальной группировки связи, которая обеспечит услуги по интернету вещей. Цель, помноженная на поддержку государства, упрощенные и гибкие правовые режимы. Это всем вместе даст возможности. Трезвый и честный разговор — вот что требуется для пересборки НТИ. Такая пересборка, будучи хорошо и быстро проведена, обещает перспективу развития и реализации молодых людей в своей стране.
 
— Расскажите подробнее о приоритетах, которых Вы коснулись? 

— В дорожной карте мы определяем такие позиции как модульные платформы, платформа БАС, платформа малых космических аппаратов, унифицированные компоненты, чтобы из них можно было собирать авиационные и космические аппараты. На стратегической сессии в МАИ группа по частной космонавтике спрогнозировала, что через несколько лет вокруг Земли будут летать группировки из сотен аппаратов, которые будут выводить на орбиты носителями среднего и тяжелого класса. Но какие-то аппараты будут выходить из строя и надо будет заниматься восстановлением, то есть нужны будут ракеты, которые могут быстро вывести на орбиту 2-3 небольших аппарата. То есть, нужно спроектировать ракету, которая доставит груз 250-500 кг на высоту 500 км. Если ракета будет двухступенчатая, то она поднимает на высоту 200-250 км, а дальше должен дотолкать буксир. Таким образом прогнозируется запрос на несколько продуктов: легкая ракета весом 13-15 тонн, рассчитанная на 250 кг полезной нагрузки и полет на высоту 200 км, буксир, который висит на этой же ракете, который весит 80 кг и доставит спутники, и спутники — либо один весом 120 кг, либо два по 60 кг.

Возникает линейка связанных между собой продуктов. Рабочая группа Спейснет ставит задачу по разработке этих продуктов и сопутствующих решений, готовить для этой задачи кадры. Роскосмос отдает нам эту нишу и будет помогать. И все увязывается.

— Как Вы относитесь к конкуренции за таланты, за инвесторов, которая, возможно усилится, с появлением новых рынков?

 — Мы стараемся максимально эффективно организовать работу с профильными ведомствами: Минпромторг России, Минтранс России, Роскосмос и Росреестр. Рассчитываем, что совместно будем финансировать проекты. Мы начали работу с Фондом перспективных исследований, например, по проекту полигона «Тайга».

Что касается кадров, то пока «в среднем по больнице» дефицита сильных специалистов не ощущается. Но он начинает ощущаться, как только мы идем в узкую область, например, в аэродинамику или в бортовые источники энергии. Если Россия, с учетом всех сегодняшних трудностей, уделит больше внимания развитию научно-технического рынка, то мы ощутим дефицит кадров. 

Конкуренция среди игроков рынка по различным направлениям Аэронет отличается: если рынок мониторинга, дистанционного зондирования Земли уже заполнен, то, например, в грузоперевозках конкуренция не настолько серьезная.

#Аэронет#НТИ 2.0

Источник: Новости НТИ