Информационный сайт АНО «ЦЕНТР «АЭРОНЕТ»

14.02.2020

Концепция интеграции беспилотных авиационных систем (БАС) в общее воздушное пространство – революция в сфере аэронавигации.

БАСнословные задачи

Мировой технический прогресс, основанный на тенденциях автоматизации, роботизации, цифровизации и информатизации всех процессов, неумолимо вторгается в сферу воздушного пространства. Вот уже 10 лет человечество решает важнейшую задачу – создать максимальные условия для успешного внедрения дронов в воздушное пространство (ВП).

Решением этого вопроса озабочены лучшие умы человечества от Аляски до Австралии. И ажиотаж вокруг БАС понятен – масштабное применение нового типа транспорта – беспилотного – может стать огромным импульсом для развития мировой экономики. Рынок услуг на базе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) – это и аэротакси, которые будут доставлять людей в нужный пункт назначения в кратчайшие сроки, и доставка товаров и услуг, что неизбежно ускорит и без того набравший небывалую скорость ход мировой истории.

Необходимость интеграции дронов в ВП актуализирует и другой, важнейший вопрос – обеспечение безопасности полетов. Риски здесь высоки. Сегодня небо и так насыщено летательными аппаратами (ЛА) коммерческой авиации, авиацией общего назначения (АОН) и проч. Все чаще здесь можно встретить и БПЛА. Но последние еще здесь на правах «нелегалов», что не может долго продолжаться. Настало время предоставить дронам в небе постоянную прописку.

Опции для интеграции

В мире сегодня существует несколько наиболее технически зрелых и показавших хорошие результаты в ходе испытаний концепций. Это интеграция БАС в ВП – Unmanned aircraft system traffic management или UTM, предложенный NASA (США) в 2014 году, а также европейский U-Space.

В настоящее время в Европе регулярно проводятся демонстрационные полеты в рамках реализации концепции интеграции БАС. Финансированием проекта занимается совместное предприятие SESAR, инвестиции в него составляют 9,5 млн евро. U-Space – масштабный проект, к которому привлечены множество организацией, в том числе операторы мобильной связи Vodafone и Proximus, исследовательские институты и университеты, операторы беспилотных воздушных судов (БВС), поставщики услуг, аэропорты, местные и городские власти, правоохранительные органы и органы гражданской авиации.

U-Space представляет собой набор сервисов и процедур, предназначенных для поддержки безопасного и эффективного доступа к воздушному пространству большого количества беспилотных воздушных судов. Обеспечение безопасности совместных полетов пилотируемых воздушных судов (ПВС) и БПЛА должно базироваться на использовании современных цифровых средств наблюдения, связи и планирования, а также на высокую степень ситуационной осведомленности и современные системы обработки данных.

Концепция U-Space включает в себя электронную регистрацию, идентификацию и геозоны; начальные службы для управления БВС, включая планирование и утверждение полетов, отслеживание и взаимодействие с традиционными органами управления воздушным движением; расширенные сервисы, поддерживающие более сложные операции в областях с высокой плотностью воздушного движения; полный спектр услуг, обеспечивающий высокий уровень автоматизации как БВС, так и самой системы U-Space.

Демонстрации к настоящему времени прошли на территориях Бельгии, Эстонии, Финляндии, Франции, Греции, Италии, Нидерландов и Испании. В ходе первых полетов уже удалось продемонстрированы такие возможности U-Space, как анализ геоданных, отслеживание перемещения, управление планированием, управление аэронавигационной информацией, информирование о воздушном движении и проч.

Сделано в России

Интерес к задачам интеграции БПЛА в общее воздушное пространство возрастает во всем мире, в том числе, в России. Попытки создать концепцию по аналогии с имеющимися в мире проектами у нас были, однако их сложно назвать успешными. По-настоящему жизнеспособная концепция на сегодняшний день считается RUTM, предложенная конгломератом ученых, разработчиков и конструкторов российской радиоинженерной отрасли под эгидой НТИ «Аэронет». Предполагается, что система мониторинга полетов дронов, которую, как стало известно в конце прошлого года, протестируют на начальном этапе в Арктике, будет базироваться на таких передовых технологиях, как АЗН-В (ADS-B) 1090ES, МПСН (MLAT/WAM), линия С2 и др.

Проект предусматривает поэтапное создание географических зон в РФ с наличием информационных (аэронавигационных) сервисов для обслуживания совместных полетов ПВС и БВС. Как отмечают разработчики концепции, зоны обслуживания RUTM – это технологически оборудованные территории воздушного пространства РФ, где имеется потребность бизнеса осуществлять регулярные полеты БВС и ПВС, или только БВС. Используемые технологии позволяют легко масштабировать зоны обслуживания. Предполагается, что такие зоны будут расширяться в пространстве, сливаться, и создавать большие сплошные зоны аэронавигационного обслуживания, в некоторых случаях соединенные коридорами для осуществления перелетов на большие расстояния.

Пул технологий и пользователей

По замыслу разработчиков, основой RUTM должны стать «зрелые» технологии, использующиеся для управления воздушным движением (УВД) более полувека и новые разработки с начала 2000-х гг. для дистанционно управляемых ЛА. Некоторые из них заслуживают отдельного внимания.

Радиолиния контроля и управления С2 – новая сущность в мировой гражданской авиации, обусловленная необходимостью управлять ПВС по радиолинии. В случае ПВС, понятное дело, этого не требовалось. В 2016 году в RTCA выпустили первый стандарт на линию С2 – DO-362. Он предусматривает использование частот С и L диапазонов и позволит удаленному пилоту управлять ЛА вне зоны прямой видимости.

Еще одним важным решением станет технология DAA, которую называют системой систем.

Она позволяет удаленному пилоту, не имеющему возможности визуально наблюдать окружающую обстановку, получать информацию о безопасных интервалах воздушных судов (ВС) относительно других ЛА, метеоусловиях, искусственных и естественных препятствиях на земле и проч.
Концепция также включит себя технологии в сфере наблюдения МПСН/АЗН по сигналам частот вторичной радиолокации 1030/1090, метеонаблюдения на основе режима S и ЛПД 1090ES, навигации Глонасс/GPS, геофенсинга и др.

Стейкхоулдерами RUTM станут дистанционные пилоты БВС, бизнес и провайдер аэронавигационных услуг. Опосредованными пользователями системы будут органы контроля, спасания, страхования, расследования происшествий.

Поэтапная реализация

Первая фаза системы рассчитана на 3-4 года и ее итогом должно стать создание поля кооперативного наблюдения с набором данных, необходимых для эшелонирования и предупреждения столкновений. Отмечается, что система первой фазы RUTM обеспечит интероперабельность с существующими средствами УВД и ПВС, самоэшелонирование БВС в неконтролируемом воздушном пространстве, автоматизированное планирование и авторизацию, мониторинг и контроль использования воздушного пространства, архивирование информации для расследования и страхования.

Последующие фазы будут сфокусированы на создании сетевой стандартизированной системы контроля и управления БВС (С2); предупреждении столкновений в воздухе; метеорологическом обеспечении; совместных полетах БВС и ПВС; создании некооперативного поля наблюдения; интеграции с ЕС ОрВД РФ; городской аэромобильности (UAM). Дальнейшее развитие RUTM предполагает перенос центра принятия решений на борт БВС и ПВС с постепенной минимизацией участия наземных средств в обеспечении безопасности полетов.

Источник: Хабр