Информационный сайт АНО «ЦЕНТР «АЭРОНЕТ»

24.01.2019

Американские военные представили в Конгресс отчёт о примерной стоимости истребителя будущего. За один такой самолёт придётся заплатить 300 миллионов долларов. Это ужасно дорого или же это вполне посильная цена?

Три сотни за штуку

«Те, у кого нет трёхсот миллионов долларов, могут идти в пень!». Другими словами, но с похожим смыслом сказано в бюджетном отчёте, который представили Конгрессу США. Ведь согласно экспертным оценкам, именно 300 миллионов вечнозелёных долларов будет стоить дяде Сэму каждый американский истребитель следующего поколения по программе PCA (Penetrating Counter Air).

Что и говорить, деньги немалые. Последние годы авиационные эксперты и американские экономисты, работающие на министерство обороны, потихоньку привыкали к сумме в сто с лишним миллионов долларов — столько стоит один многофункциональный истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II. А тут такое! Ещё и разработка выльется в сотни миллионов долларов (на самом деле больше — год назад объявили, что общие расходы на программу F-35 играючи пересекли цифру в 1,5 триллиона долларов).


Это что же получается? Авиация шестого поколения только для богатых и успешных стран? И вообще, почему так дорого?


Создатели программы PCA объясняют это двумя факторами. Во-первых, вероятно, улучшат возможности новых самолётов (по сравнению с текущим поколением) в вопросах дальности, полезной нагрузки и незаметности. Насколько? Ну кто ж ответит. Но работать над этим будут точно. Во-вторых, — учитывая опыт проектов B-2, F-22 и F-35 — сколько времени, сил и денег займёт разработка пока вообще непонятно. Но точно много, очень много.

Зато по программе PCA предполагается купить аж 414 самолётов. Они заменят сотни истребителей F-15 и F-22, на чьих «дюралевых» плечах в настоящее время держится основная нагрузка по достижению превосходства в воздухе. Планируется отпустить старичков на покой и остаться с четырьмя сотнями новых и прекрасных, пусть и дорогих машин. И всё это уже в 2030 году.

Хотя если вспоминать предыдущие проекты, то это почти так же оптимистично, как прогнозы «Роскосмоса» построить лунную базу к тому же 2030-му. На самом деле на реализацию PCA нужно накинуть минимум пять лет.

Суровая реальность

Увы, за последние десятилетия почти вся военная техника сильно набрала в стоимости. Особенно там, где речь идёт о большом объёме НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и использовании самых современных технологий и материалов.

И это касается не только авиации. Точно так же цена растёт во флоте и в космических войсках. Но само по себе повышение цен ничего не значит. Гораздо важнее понимать, насколько конкурентоспособной остаётся техника. А сделать это можно лишь одним способом — проверить, есть реальный спрос или нет?

Сколько бы ни говорили о «слишком дорогом» F-35, его продажи по разным странам мира показывают: военные по всему земному шару плачут, но платят.

Попытки натягивать четвёртое поколение на новый глобус, рисуя дополнительные плюсы в документации, не работают в долгосрочной перспективе.


Возможность купить самолёты последнего поколения — это не только показатель мускулатуры вашего военного бюджета, но и членство в клубе «уже с пятым».


Вы можете быть уверены: противник подумает триста раз, получится ли у него захватить превосходство в воздухе, если у вас на аэродромах стоят самолёты пятого поколения. И посчитать ценность купленной таким образом безопасности очень и очень сложно.

Поэтому сто миллионов долларов за самолёт пятого поколения — это нормально. Нужно просто привыкнуть и не переживать каждый раз, пытаясь пересчитать эту сумму в бизнес-ланчах или батончиках сникерс. Государства живут по другим правилам. И Япония, заявляющая о желании купить более полутора сотен F-35 Lightning II, может быть и хватила через край, но точно знает — это серьёзнейшая инвестиция в текущую и будущую безопасность страны. А осетра потом можно и урезать.

Что делать?

Копить деньги, надоедать министру финансов и громко взывать к парламенту и президенту — чтобы дали ещё денег на укрепление обороны. Или пытаться брать производство в свои руки и пробовать создавать самостоятельно — что, как показывает история, в большинстве случаев может оказаться ещё дороже. И не факт, что результат получится удовлетворительным.

Из чего именно складывается стоимость «таких дорогих» самолётов — давно не военная тайна. Сейчас речь о другом. Новая программа, предложенная американскими военными, — это не что-то из ряда вон выдающееся. Она не сильно дороже действующей — по созданию F-35 Lightning II. И если сейчас американское правительство предложит другим странам поучаствовать в «краудфандинге», как это было с программой F-35, — желающие, без сомнения, найдутся.

Воевать дёшево, опираясь на «ещё нарожают», уже не получится. Попытка сэкономить в условиях современности может оказаться критичной. И потребует потом максимально быстро и дорого навёрстывать упущенное. Но в голове такие суммы по-прежнему не укладываются.


ИСТОЧНИК: https://warhead.su