Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы

08.02.2021

8 февраля в Российской Федерации празднуется День российской науки. В этот день в Воронежском государственном университете (ВГТУ) ежегодно проводится серия открытых лекций по самым перспективным направлениям научной деятельности и инновационного развития.

В рамках мероприятий 8 февраля 2021г. в ВГТУ прошел цикл таких публичных встреч совместно с Аэронет НТИ.  Заместитель лидера Рабочей группы Аэронет по технологиям Павел Булат сделал доклад для студентов, преподавателей и аспирантов по теме «Сквозные технологии рынка НТИ Аэронет».

«За последние два года (2019-2020 гг), в рамках реализации Дорожной карты Аэронет, были проведены несколько научно-практических конференций, по итогам работы которых Аэронетом сформулированы задачи на будущее. В этих мероприятиях приняли участие представители Минпромторга, Росреестра, Роскосмоса, представители нескольких крупных корпораций, таких как «Вертолеты России», «ОАК»», — с короткого подведения итогов предыдущего этапа работы начал свое сообщение Павел Булат, Генеральный директор ООО «Проблемная лаборатория «Турбомашины».

Цель Аэронет – создание рядом с существующими госкорпорациями частных компаний, сначала малых и средних, затем, при увеличении таковых, крупных и очень больших. Работа в этом направлении ведется: дорожная карта Аэронет за эти два прошедших года прошла существенную модернизацию, она теперь собрана вокруг комплексных интегрированных проектов (КИП). В ней структурированы пять КИПов, которые являют собой аэрокосмическую составляющую дорожной карты Аэронет:

  1. КИП «Комплексная услуга запуска»: разработка СЛ РНК с полезной нагрузкой до 250 кг, которая выводится на орбиту до 500 км; космический буксир, который позволяет перевести 150 кг с орбиты 500 км на орбиту 800 км и, в перспективе, 1500 км. А также, спутниковая платформа — полезные нагрузки спутников. Здесь подразумеваются решения по утилизации космического мусора и проекты дистанционного зондирования земли, то есть достаточно широкий спектр сервисов и услуг;
  2. Авиационная составляющая. Это, в первую очередь, КИП, который коротко назван «3 по 200»: БПЛА с грузоподъёмностью до 200 кг, скоростью до 200 км/ч и дальностью до 200 км, рассматриваем как замену легкому вертолету. КИП «Аэротакси»: проект «3 по 500». Третий КИП «Аэрогазель»: более традиционный летательный аппарат, замена автомобильного транспорта с дальностью до 2000 км и полезной типовой нагрузкой до 1500 кг, перегруз до 3000 кг.
  3. Четвёртый КИП условно назван «Дронфлот» — сетевая структура, которая будет объединять в себе услуги по предоставлению данных ДЗЗ, доставки легких грузов, наземное обслуживание дронов, сетевые БПЛА системы. Фактические это подобие сетевой сервисной структуры, может быть в статусе авиакомпании.
  4. Пятый КИП — «Платформы», который по сути и является примером сквозных технологий в Аэронет. Это навигация, связь, сенсорика, большие данные, искусственный интеллект.

Все указнанные направления работы, крупные комплексные проекты, имеют возможность к 2030 году обеспечить около 4 млрд. долларов выручки на рынке Аэронет, в год. При этом это консервативные оценки, возможно получить и больше, так как емкость рынка достаточно велика.

В рамках сессии «вопросов-ответов» открытой лекции были затронуты темы искусственного интеллекта и участия студентов, будущих специалистов новой отрасли, в таких работах. Применимо к первому вопросу, было отмечено, что абсолютно самостоятельные БПЛА будущего – это аппараты, которым полетное задание формулируется в достаточно свободной форме и, в таком случае, на борту должен быть искусственный интеллект, который самостоятельно ставит краткосрочные задачи. К таким БПЛА применяются жёсткие требования по безопасности, и на сегодняшний день алгоритмы не жёсткой логики, к которым относятся алгоритмы искусственного интеллекта, неприменимы на таких аппаратах. Если же говорить об искуственном интелекте как о развитой системе управления, то в таком случае стоит говорить о толерантности системы управления.  Это должна быть система управления, толерантная как к отказам, так и к внешним воздействиям, то есть невосприимчивая к таковым система. Это определенные алгоритмы в рамках детерминированной логики, у них есть четкий закон реакции на определенные последствия, в целом, это ровно та же самая идеология, которая существует в космических изделиях: задана определенная циклограмма, определенный алгоритм и определенная отработка нештатных ситуаций. Именно такой сценарий допустим в нынешних условиях. Искусственный интеллект классического типа, самообучаемый, такой как нейросеть – пока не может быть применен к БПЛА, возможно только как решение задачи распознавания образов.

О специалистах, которые востребованы на будущем рынке Аэронет: это проектировщики, конструктора, материаловеды, аэродинамики, математики, владеющие методами оптимизации прежде всего.

Встреча продлилась более часа и существенную ее часть заняли ответы на вопросы участников, в том числе в режиме онлайн-конференции.

Полностью лекцию можно просмотреть здесь.

 

Источник: Новости ООО «ПЛТМ»