Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы

Технологии

Российская Федерация является одним из мировых лидеров в области передовых технологий управления воздушным движением на базе системы АЗН-В. Эта технология признана (в том числе и на уровне концептуальных документов ИКАО) базовым инструментом для интеграции БАС в общее воздушное пространство. Расширение этой технологии и разработка на ее основе международных стандартов закрепит за нашей страной необходимый набор стандартов и технологических решений, необходимых для поддержания глобальной конкурентоспособности российских компаний в области коммерческих применений БАС.

Развитие рынка услуг с применением БАС и МКА позволит эффективно реализовать целый ряд национальных программ и проектов, направленных на ускорение социально-экономического развития страны и обеспечение национального суверенитета. Комплексы с беспилотными летательными аппаратами уже сейчас являются эффективным средством дистанционного зондирования земли. Технологии на базе системы спутниковой навигации ГЛОНАСС являются ключевым элементом ДЗЗ. Пилотные проекты по применению технологий ГЛОНАСС и интеграции информационных возможностей космических и авиационных систем ДЗЗ в единые комплексные решения и услуги позволят вывести производительность работ и качество получаемых данных на новый уровень.

В целом, создаваемые в направлениях АэроНэт прорывные технологические решения вкупе с законодательными инициативами и созданием системы подготовки кадров позволят нашей стране прочно занять лидирующие позиции в мировой отрасли БАС и МКА, обеспечат экспортный потенциал наукоемкой продукции (товаров, услуг, технологий).

При полноценном внедрении всех мероприятий, описанных в настоящей дорожной карте, к 2035 году Россия станет одним из глобальных лидеров отрасли по сегментам «Перевозки», «Сельское хозяйство», «ДЗЗ и мониторинг». Раннее начало активной работы над опережающим развитием необходимых технологий, адаптацией нормативно-правовой базы и выстраиванием сопутствующей инфраструктуры позволит создать конкурентоспособных игроков рынка, которые в период бурного роста рынка будут способны захватить и удержать лидирующие позиции.

Рост глобального рынка БАС будет носить постепенный характер практически до 2020 года, когда ключевые игроки снимут основные регуляторные и технологические ограничения, далее ожидается взрывной рост рынка, сопровождающийся массовым применением разработок в условиях созданной технологической инфраструктуры, ускоренный вывод на рынок новых продуктов и услуг, удовлетворяющих возникающие потребности потребителей. БАС станут широко и повсеместно применяться в предоставлении повседневных сервисов населению и удовлетворении ключевых потребностей бизнеса в указанных сегментах. Данный момент станет «точкой невозврата», и те страны, которые будут достаточно конкурентоспособны, чтобы в период этого бурного роста потребления продуктов и услуг БАС захватить существенную долю международного рынка, станут мировыми лидерами и будут сохранять стабильные позиции еще долгое время.

Лидерство закрепляется внедрением производственных и эксплуатационных стандартов, которые формулируются ведущими игроками и фиксируются в нормативных актах регулирующих органов в области авиации как международных (ИКАО), так и национальных. Ввиду относительно высокой степени зарегулированности авиационной отрасли установление стандарта позволяет компании/консорциуму-автору стандарта затруднить либо вовсе отсечь выход на рынок альтернативных технологий, что приводит к положению, близкому к монопольному, причем не только на национальном рынке, но и на международной арене. Таким образом, если некий стандарт закрепляется национальным регулирующим органом, рынок данного государства становится доступен только при удовлетворении этого стандарта. Если стандарт принимается на международном уровне, то использование нестандартизированных БАС будет возможно только внутри национальных рынков стран, не присоединившихся к данному стандарту. Таким образом, потеря инициативы в выработке отраслевых стандартов влечет за собой ограничение выхода на зарубежные рынки и как следствие – снижение инвестиционной привлекательности и жизнеспособности отрасли, так как российский рынок в мировом масштабе чрезвычайно мал и его доля будет падать по мере роста развивающихся стран. Дополнительным выигрышем автора стандарта могут стать лицензионные отчисления производителей, использующих технологию данного стандарта (например, за  членство в реестре производителей-пользователей стандарта и/или за каждое устройство, оборудованное стандартизованным элементом).

Ситуация монополизации рынка через стандарт может возникнуть во всех рассматриваемых сегментах, а в ряде случаев иметь «сквозной» кросссегментный характер, например, если затрагиваются технологии, используемые в БАС и МКА для всех целей: при формирования международного стандарта системы автопилота, навигационных систем и т.п. Также объектом стандартизации могут быть различные элементы в цепочке создания стоимости:

производственные процессы и технологии, компоненты на этапе производства БАС и МКА (полезные нагрузки, аппаратная часть, двигатели, источники энергии и т. п.);

элементы, необходимые для эксплуатации БАС и МКА (программное обеспечение, протоколы передачи данных, требования к дистанционному управлению и т. п.);

технологии и требования к эксплуатации БАС и подготовке внешнего экипажа для тех или иных видов работ и т. п.

Без реализации настоящей «дорожной карты» как целостного плана, охватывающего основные критические направления развития рынка, или при ее частичной реализации шансы российских компаний стать заметными на глобальном рынке игроками стремятся к нулю. Ожидаемый образ будущего отрасли в случае нереализации «дорожной карты» сопоставим с существующем положением дел в России в индустрии персональных компьютеров и иной пользовательской электроники: незначительное количество мелких игроков производят продукт среднего качества, используя для сборки почти исключительно импортные комплектующие, и сбывают продукцию на рынке России и стран СНГ, причем значительного увеличения доли на рынке не происходит. Индустрия в целом крайне незначительна не только в глобальном, но и в национальном масштабе.

Отдельные успехи в случае нереализации «дорожной карты» возможны в нишевых либо защищенных от конкуренции с зарубежными производителями областях (например, поставка БАС для нужд Минобороны России, МЧС, МВД и т. п., ограничение на использование зарубежных БАС для иных государственных и муниципальных нужд и т. п.) либо в сегментах, где существует традиционно сильный задел (программирование, топливные элементы и т. п.). Однако лидерство, базирующееся на таких факторах илишенное развития в силу бедности среды (труднодоступность технологий, кадров) и зарегулированности рынков (ограниченность спроса), будет носить локальный, неустойчивый и краткосрочный характер, а фрагментарность такого рода успехов не позволит России преодолеть технологическое отставание от развитых стран, сохранит и законсервирует зависимость российской промышленности от зарубежных технологий.