Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы
  • Главная
  • Совместное мероприятие Аэронет и Российского газового общества

Совместное мероприятие Аэронет и Российского газового общества

|

20.07.2020

С весны этого года рабочие встречи сообщества Аэронет были перенесены на цифровую площадку, записи таких мероприятий предлагаем широкой аудитории. Серия встреч, направленных на анализ рынка и применение решений компаний-разработчиков БАС, включая системы их сопровождения, стала для экспертной группы Инфраструктурного Центра Аэронет регулярной.

Одним из примеров такой работы явилось заседание Российского газового общества (РГО) и Аэронет, состоявшееся в июне месяце. На встрече обсуждались как общие вопросы обоих сообществ, например, «тяжело ли оказывать влияние на принимаемые законы?», так и специальные: эксперты газовой отрасли знакомились с текущими разработками в области беспилотной авиации, ее возможностях и опытом эксплуатации БАС в России.

Обе стороны отметили, что консолидация позиций в вопросах, как минимум, нормотворчества и законодательных инициатив позволит эффективно участвовать в разработке новых законов, оказывая пользу и самим компаниям, и рынку. Вопросами нормативной базы, в том числе страхованием, Аэронет занимается для всей отрасли БАС. Весной, в рамках работы в связи с пандемией COVID-19, было проведено несколько совещаний рабочей группы по законодательству со страховщиками, чтобы лучше понять проблемы, нормативные барьеры и ценообразование в этой части.

Во время встречи с РГО со-руководитель рабочей группы Аэронет Жуков С.А. сообщил, что за пять лет работы в рамках НТИ (Национальной технологической инициативы), с 2015г., отмечен существенный рост рынка и это хорошо описывает такой факт, что, начиная инициативу с восемью компаниями дорожной карты Аэронет, сейчас их насчитывается уже 150. Это также знаменует собой кратный рост спроса на услуги с применением БАС.

Рис. 1. Из презентации Аэронет по итогам работы Дорожной карты 2016г и результатах, достигнутых на текущий момент.

В рамках общения были затронуты следующие разделы общей тематики: обеспеченность дорожной инфраструктурой Российской Федерации, Арктика и понятные задачи по мониторингу и грузоперевозкам — Северный морской путь необходимо обеспечивать как минимум наблюдением, а где-то и частичными перегрузками с помощью БАС, другие.

Со стороны РГО коллектив встречи возглавил Роман Олегович Самсонов, д.т.н., профессор, исполнительный директор Российского газового общества, Заместитель председателя Экспертного совета по технологическому развитию нефтегазовой отрасли РФ при Минэнерго. Было отмечено, что Аэронет ведет обширный, комплексный объем работ в области обеспечения услуг как в беспилотной авиации, так и в космосе, в том числе по осуществлению дистанционного зондирования земли. РГО давно участвует в работе Аэронет, обозначен широкий спектр совместных вопросов для дальнейшего сотрудничества. Основная часть усилий и заслуг РГО — это подготовка и продвижение законодательных инициатив: через Комитет по энергетике, который возглавляет президент РГО Завальный П.Н., через ФОИВы, через Правительство. Из сообщения Р. О. Самсонова: «РГО предлагает мультиклиентные исследования, совместную работу над техническим регулированием, правилами, стандартизацией. После этапов разработки инновационных предложений, опытных испытаний, процесс производства и эксплуатации новой продукции приобретает характер нормы, сопровождаемой законодательной практикой, программами стимулирований, налогообложением. Если правильно этот процесс организовать, бизнес будет хорошо жить и развиваться. В наших реалиях бизнесу, безусловно, нужно помогать, создавать условия для его развития».

Газовым и нефтяным компаниям для освоения Сибири и Дальнего Востока нужны решения для передвижения по воздуху грузов до 35 тонн, компоновка из которых, как из блоков, позволяет на месте создавать серьезные промышленные объекты. Также, зачастую, чтобы не тащить на дальние расстояния тяжелую буровую, например, вес которой составляет 50-60 тонн, можно было бы использовать другие прогрессивные методы, связанные с предварительными исследованиями. Можно рассмотреть и такие варианты будущей совместной работы, как аналогичные выполненным в рамках лунной программы СССР исследованиям по удаленному анализу поверхности, грунта. Прежде чем что-то бурить, развивать, нужно определить, что и где находится.

Новые направления для совместной работы с авиацией – участие представителей сообщества Аэронет в области разработок систем газоснабжения, энергообеспеченности населения. Известно, что структура запасов газа очень сильно изменилась в худшую сторону: источники легкого, доступного качественного газа сокращаются. Поэтому насущным является вопрос как подойти к этому более эффективно.

Развитие всех технологий — это, в том числе, применение больших данных и высокая скорость связи, передачи этих данных. Существенная часть бизнеса, там, где еще не освоены запасы, и это значительная часть, — на арктической территории, где в полной мере сказываются все сложности индустрии добычи: подчас невозможность традиционных транспортных перевозок, отсутствие связи.

Решения, которые разрабатываются компаниями Аэронет, дают возможность на территориях доставлять малые, средние грузы, делать это массово, обеспечивать инфраструктурное сопровождение и ту же связь. Недорогие «привязные» системы могут решать вопросы транспортировки тяжелых грузов по воздуху вдоль проселочных дорог, с помощью дрона можно обследовать не только трубопроводные системы дешево, далеко и быстро, но и резервуары, предназначенные для транспортировки и хранения. На сегодняшний день в эксплуатации газовой отрасли находятся 1 млн. км трубопроводов: 155 тыс. км — это магистральные трубопроводы, большого диаметра; распределительная сеть — 165 тыс. км, она требует довольно серьезной реконструкции и реорганизации; и порядка 70-80 тысяч км. нефтяных систем, плюс промысловые трубопроводы. Зачастую туда не то, что доставить грузы, довезти лекарства оказывается сложным.
Если еще сузить интерес, то это системы мониторинга, дистанционного зондирования, в координации с космическими системами, которые могут дать реальный эффект.

Рис. 2. Заседание совместно с РГО во главе с Самсоновым Р.О., д.т.н., исполнительным директором

Предприятия Аэронет уже участвуют в тендерах на закупки по указанному спектру услуг. Отношения потребитель – заказчик развиваются в сторону более глубокой кооперации, предприятия Газпромнефти принимают участие в сессиях Аэронет на Форсайте 2.0, проходящим этим летом, обсуждаются планы на следующую пятилетку, следующий период.

На встрече был представлен доклад Давида Овакимяна, специалиста Центра беспилотных систем Самарского университета, участника Форсайта. Доклад представлен совместно с МАИ. Его выступление затрагивало вопросы экологического мониторинга на объектах нефтегазовой отрасли с применением БАС, а также вопросы стоимости эксплуатации БАС как части ее транспортной системы на примере Ямала. Было исследовано, что основную часть транспортировки грузов (58%) составляют перевозки весом до 150 кг на дистанцию до 200 км. Экономия при использовании БАС, по предварительным расчетам, составит 20 млн. руб./год. Оценка проведена для минимальной комплектации продукта: один беспилотник в течение месяца доставляет не менее 5 тонн грузов, это 60 вылетов. Стоимость лётного часа МИ-8 составляет порядка 20 тысяч рублей, тариф БАС по финансовой модели и предварительным расчетам — не более 6 руб./кг/км., всего четыре человека сопровождение и обслуживающий персонал, один беспилотный аппарат, один резервный. Центр может обеспечить полностью готовность к авиационным работам, в процентом соотношении это не менее 95% готовности к вылету. Стоимость беспилотного комплекса в минимальной комплектации составляет около 7 млн. руб.. Окупаемость, при негативном раскладе, когда при 5% рентабельности будет обслужено около 30% грузоперевозок — 5 лет. При благоприятном стечении обстоятельств, когда БАС обеспечивает до 50% грузоперевозок при рентабельности 25% — 2 года. Дополнительно может быть развернут ситуационный центр, предоставляться другие услуги, которые позволят использовать БАС как непосредственно элемент общего технологического процесса, вплоть до сбора аналитики и обеспечения управления.

Транспортные компании также готовы встраивать БАС в свои логистические цепочки. Аэронет в прошлом году проводил в этом направлении работу с Министерством транспорта Якутии и с «Полярными авиалиниями», транспортной компанией, которая принадлежит Якутии. Авиакомпания в этом году уже закупила беспилотник и сейчас эксплуатируют в тестовом режиме. И таких примеров становится больше.