Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы

27.05.2022

В преддверии старта программы «Стартап как диплом», которая начинает апробироваться во многих вузах, состоялся разговор с участниками рынка технологических разработок и НИОКР, ведущихся на базе научно-образовательных учреждений. Мы обсудили формирующиеся подходы к работе стартап-студий. Разговор состоялся 24 мая 2022г. в рамках мероприятия «Марафон Точек кипения» на базе Севастопольского государственного университета и Точки кипения СевГУ.  В рамках диалога пообщались с лидерами команд студенческих конструкторских бюро при БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (г.Санкт-Петербург), СевГУ (г.Севастополь) и ИРЭ НИУ «МЭИ» (г. Москва), обсудили возможность создания кооперационных цепочек с Ассоциацией малых конструкторских бюро (АМКБ), которое представляет Голубкова Людмила.

Для начала определимся в терминах. Малое конструкторское бюро – это инициативная организация, образованная сложившимися специалистами с высокой технической компетенцией, способными на основе своих разработок создавать конкурентоспособные решения. И в этом кроется его отличие от стартапа, который нацелен на создание готового, законченного продукта. Здесь же мы говорим о технических решениях: АМКБ уже достаточно давно, например, поставили себе задачу заняться реверс-инжинирингом, так называемым «обратным проектированием», в том числе и для целей импортозамещения. КБ нацелено исключительно на создание решений и продуктом для него является заказная разработка. Никакого производства, если только – создание опытного производства. Малые КБ, совместно с вузом, могли бы развивать сотрудничество в рамках проектной деятельности, и здесь малые КБ могли бы проводить в том числе обучение, наставничество. Задача Ассоциации – создавать сетевые формы, так как большой заказ может выполнить только мини-консорциум из малых. Мы также серьезное внимание уделяем связи поколений: обеспечиваем преемственность, в малом КБ наравне с двадцатилетним студентом, аспирантом, может работать специалист старшего возраста.
Студенческое конструкторское бюро – это также уже устоявшаяся форма, студенты часто работают на определенных проектах, в том числе на заказных разработках структурных подразделений вузов, кафедр и лабораторий. Через малые КБ они могут работать по специальности по заказам крупных промышленных партнеров. Малое КБ в данном случае выступает как связующее звено между крупным заказчиком и студенческим конструкторским бюро.

Для того, чтобы работать с крупным заказчиком, промышленным предприятием, мы должны думать о широком круге навыков и знаний: в области маркетинга, в том числе промышленного маркетинга, управления финансами, инвестиций, коммуникационных компетенций. То есть заниматься разработкой и внедрением механизмов взаимодействия малых КБ (МКБ) с корпорациями, крупным и средним технологическим бизнесом. Внутри МКБ, в кооперации со студенческими КБ, можно говорить также о доращивании смежных компетенций. У Ассоциации малых КБ есть уже успешный пятилетний опыт такой работы совместно с ИРЭ НИУ «МЭИ» (институт радиотехники и электроники), где сложились тесные связи по направлению радиоэлектроники, хотя Ассоциация открыта для всех специализаций. 
Надежда Караганова, заместитель директора ИРЭ НИУ «МЭИ»: сообщества строятся вокруг проектов. Сейчас у нас открыты несколько проектов в области навигации, машинного зрения, создания нейронных сетей, робототехники и других областей, в сообществе на сегодня около 10 проектов. Опыт показывает, что зачастую инженерам не хватает маркетинговых компетенций, и мы как раз это направление внутри себя и развиваем. Таким образом, студенты приходят со своими идеями и реализуют их с нашей помощью, либо присоединяются к текущим проектам. Как пример такой деятельности приведу одну инициативу, которую мы организовывали с Ассоциацией малых КБ – «Лидерское курс», куда приглашали в качестве докладчиков, поделиться опытом и из нашего института, и со стороны. Во время такого интенсива старшие товарищи рассказали о своих достижениях и о проектной деятельности,  о том, как выстраивать коммуникации и строить свой бизнес в целом. Немного раскрыть эту тему можно на примере проекта нашего сообщества «Вентум Нова» – Робопринт. Это проект на стыке двух специальностей и двух организаций: компетенций в области 3Д печати и в области навигации. Внутри кооперации мы также решаем задачу, как удержать молодого сотрудника и мотивировать его на работу в компании на срок, более чем 3 года. За три года, как правило, молодой специалист «выгорает» либо начинает думать о чем-то большем или просто о другом. Мы же ищем подходы, как заинтересовать его остаться в проекте.

К обсуждению указанных тем мы пригласили также Заместителя директора Института НТИ СевГУ по инновационной и проектной деятельности Дмитрия Рыбакова: «Институт НТИ СевГУ – одно их подразделений большого университета. Это образовательная и научная организация в формате КБ с  направлением обучения и магистратурой НТИ в пределах разработок, осуществляющим университетом. Значительная часть проектов института связана с морской робототехникой: технологии создания систем воздействия на различные объекты, системы управления, навигации и связи. Совместно с БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова ведется разработка летательных аппаратов нетрадиционных аэродинамических схем, систем управления для беспилотной авиации. Также, есть «традиционные» направления: материаловедение, перспективные материалы, нанотехнологии, в том числе нано-упрочнение композитных материалов. СевГУ – вуз, который дает целеполагание для развития всего региона. Мы выбрали для себя стратегию: на основе компетенций вуза формировать цели развития региона».

«Кооперация с Ассоциацией малых КБ, как мы предполагаем, позволит в конструкторские бюро встраивать элементы, на которые можно опираться в коммерческих заказах. Малые КБ, уже умеющие говорить на языке бизнеса, могут стать существенной поддержкой для выстраивания широкой кооперации с вузами и студенческими конструкторскими бюро. Студенческие стартапы – одна из форм студенческой работы, и нам нужны серьезные компетенции и наставничество, преемственность опыта. Вуз может дать экспертизу, то, что не может дать промышленность, а малые КБ — наставничество и опыт. Совместно мы можем подойти к решению серьезных задач, стоящих сейчас перед рынком гражданской продукции», — сообщил Д. Рыбаков.

В заключение беседы участники отметили, что вузы в будущем могут стать вновь соорганизаторами технологических конкурсов. Накопленная научная компетенция и проработанность решений на базе вуза, кооперация малых предприятий вокруг него, позволит возродить Институт технологических конкурсов, например, в его современном формате, в виде хакатонов, когда промышленность из решений, предложенных вузами, выбирает итоговое для себя. В таком случае у промышленности будет заинтересованность в поддержании постоянных контактов с вузами, а, следовательно, и с малыми, и студенческими конструкторскими бюро. А малые и студенческие конструкторские бюро смогут предложить своим сотрудникам мотивацию работать над проектом или в одном коллективе на протяжении нескольких лет и более.