Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы

09.07.2020

AeroNet: время идти на взлет

В эпоху пандемии рынок авиаперевозок оказался парализован. Рынок грузовых перевозок тоже резко упал. Генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Александр де Жюньяк предупредил, что «в финансовом отношении 2020 год станет худшим годом в истории авиации».

В своей низшей точке снижение пассажиропотока по сравнению с 2019 годом составило 95 %, в целом же по итогам года падение может составить до 55 %. Грузовые авиаперевозки упали в апреле 2020-го на рекордные 27,7 %, в том числе уменьшилось количество международных рейсов (почти на 30 %).

На этом фоне ярко выделяются позитивные новости с рынка беспилотников — «младшего брата» большой авиации. В конце мая 2020 года Китай объявил об успешных испытаниях беспилотного вертолета для горной местности AR500C. Он не будет перевозить людей, но может брать на борт до полутонны грузов и взлетать до пяти километров над уровнем моря. Спустя неделю китайцы объявили о начале испытаний тяжелых беспилотных аэромобилей EHang 216, которые могут перевозить до двух пассажиров на скорости 130 км/ч. Американские власти начали использовать пограничные беспилотники для мониторинга протестов в городах США. Специалисты компании Ernst & Young (EY) заявили, что пандемия коронавируса «резко усилила интерес к мультикоптерам». Помимо традиционных уже почтовых отправлений, мониторинга местности, доставки грузов, фотосъемки, патрулирования территорий и др. функций, их начали использовать для доставки лекарств, масок и тестов на коронавирус, а также для обеззараживания местности. Например, в апреле 2020 года технология АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание, обеспечивающее точность наблюдения за беспилотными воздушными судами) помогла успешно протестировать в России беспилотники для доставки лекарств. В США беспилотники начали применять для контроля социальной дистанции между гуляющими в парках.

Одно из многих преимуществ беспилотной доставки заключается в отсутствии контакта между людьми при передаче груза, что является определяющим фактором в борьбе с распространением инфекций. Эксперимент был проведен на базе площадки «Орловка» Концерна МАНС, расположенной в Зубцовском районе Тверской области, и аэродрома МАИ Алферьево в Волоколамском районе Московской области. В полетах приняли участие организации — эксплуатанты беспилотников мультироторного и самолетного типов, в том числе предприятия, входящие в Ассоциацию разработчиков и эксплуатантов беспилотных авиационных систем «Аэронет», компании «Птеро», «НИТА» и «Децима». В ходе полетов были протестированы несколько различных технологий АЗН-В, что позволило обеспечить наблюдение за беспилотниками на всех участках выполнения полета не только внешним экипажам, находящимся на разных аэродромах, но и наземным авиационным службам.

Нет сомнений в том, что авиарынок восстановится и превзойдет докризисный уровень. Но, пока он будет оправляться от шока, рынок беспилотников и связанных с ними услуг будет уверенно идти вперед. Эксперты и бизнесмены говорят о складывании в скором будущем глобального сетевого рынка. Постоянно находящийся в воздухе и на низких орбитах флот из беспилотников, малых космических аппаратов и других летательных средств, координируемых с помощью цифровых технологий, будет предоставлять широкий спектр услуг. Мы называем этот рынок AeroNet. Пожалуй, это один из самых сформированных «рынков будущего» по системе классификации НТИ. Рынок возникает как благодаря самоорганизации предпринимательского сообщества, так и при взаимодействии бизнеса и государства. В России центром такого взаимодействия стала рабочая группа «Аэронет», присоединиться к которой может любой заинтересованный гражданин.

Людям тут не место

Главное формальное отличие AeroNet от традиционного рынка — отсутствие человека в кабине летательного аппарата. Согласно определению Ассамблеи ИКАО, беспилотный летательный аппарат («беспилотник», «дрон») — это воздушное судно без пилота, которое выполняет полет без командира на борту и дистанционно управляется с земли, с борта другого воздушного судна или из космоса, либо запрограммировано и полностью автономно. В России больше распространена аббревиатура БВС («беспилотное воздушное судно»), которую мы и будем использовать далее.

Под это определение полностью подходит советский орбитальный корабль-ракетоплан многоразового использования «Буран», который совершил свой первый и единственный полет в 1988 году в автоматическом режиме и без экипажа на борту.

Полностью с материалами статьи можно ознакомиться здесь: Информбюро 20.35