Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы
  • Главная
  • События Аэронет
  • Нормативное обеспечение сферы применения аэрофото- и космосъёмки для фиксации административных правонарушений

29.03.2019

АНО «ЦЕНТР АЭРОНЕТ» представили результат по теме  «Нормативное обеспечение сферы применения аэрофото- и космосъёмки для фиксации административных правонарушений».

Автономная некоммерческая организация «Аналитический центр «АЭРОНЕТ» выполнила исследования по теме «Нормативное обеспечение сферы применения аэрофото- и космосъёмки для фиксации административных правонарушений».

Проблемы действующего законодательства Российской Федерации в области аэрофото- и космосъёмки

В части нормативных требований к техническим средствам и результатам аэрофото- и космосъёмки имеются пробелы, препятствующие эффективному использованию таких средств и результатов съёмки:
— отсутствие единых требований и правил определения координат пространственных объектов и их допустимого расхождения;
— отсутствие нормативно-правовой базы по вопросам обеспечения летной годности беспилотных летательных аппаратов, их сертификации, соблюдения норм безопасности, лицензирования самой техники и различных видов ее применения, а также страхования;
— формулировки приказа Минэкономразвития РФ №90 от 01.03.2016, определяющие требования к расчету точности определения координат характерных точек фотограмметрическим методом определения координат не учитывает возможности использования стереофотограмметрического метода для построения карт и моделей местности по аэро- и космическим снимкам;
— в перечне средств, подлежащих обязательной поверке и сертификации, отсутствуют средства измерения, применяемые при фиксации административных нарушений экологического законодательства с использованием аэрофото- и космосъемки,;

Не все результаты космосъёмки являются пространственными данными в соответствии с Федеральным законом «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2015 № 431-ФЗ, в результате чего страдает эффективность использования Фонда пространственных данных (ФПД) и Единой электронной картографической основы (ЕЭКО) в составе ФПД. На эффективность использования ФПД влияют также следующие факторы:
— отсутствие упорядоченности в ведении базы данных;
— неупорядоченность процедуры получения доступа к данным из ФПД;
— непригодность формата хранящихся в ФПД данных для автоматизированной обработки;
— невозможность полноценного использования ЕЭКО.

Возможные решения

1) введение единых требований к методам определения координат пространственных объектов и установление правил определения допустимого расхождения координат пространственных объектов;

2) разработка нормативного правового акта, содержащего единые требования к аэрофотосъемочным работам, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов;

3) уточнение требований, предъявляемых к расчету точности определения координат характерных точек фотограмметрическим методом;

4) внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2010 г. № 250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии»;

5) внесение изменений в статью 10 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», которые бы вводили обязанность для региональных и муниципальных образований размещать в региональном фонде пространственных данных ортофотопланы топографических карт и топографические планы, удовлетворяющих требованиям Минэкономразвития России и созданных за счет средств бюджетов регионов и муниципальных образований;

6) внесение изменений в Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2017 г. № 232-р «О перечне находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления сведений, подлежащих представлению с использованием координат», о включении сведений Государственного каталога географических названий в перечень сведений, подлежащих представлению с использованием координат;

7) внесение изменений в Приказ Минэкономразвития РФ от 27 декабря 2016 г. № 853 «Об установлении требований к составу сведений единой электронной картографической основы и требований к периодичности их обновления», которые бы упорядочили требования к составу ЕЭКО, являющейся картографической основой единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в целях обеспечения возможности использования материалов ЕЭКО при выполнении всех видов кадастровых работ на всей территории Российской Федерации;

Учитывая контекст настоящего исследования, важным шагом является внесение изменений к КоАП РФ. В частности, предлагается внесение изменений в статью 1.5 КоАП РФ в части нераспространения презумпции невиновности на правонарушения, предусмотренные перечисленными в главе 1 настоящего отчёта статьями КоАП РФ, в случае фиксации этих правонарушений на технические средства, работающие в автоматическом режиме по аналогии с нарушениями в сфере дорожного движения и нарушениями в сфере благоустройства (статьи 2.6.1 и 2.6.2 КоАП).

Также является целесообразным внесение соответствующих изменений в КоАП РФ, которые бы содержали положения, регламентирующие порядок привлечения к административной ответственности с момента фиксации экологического или иного административного правонарушения посредством аэрофото- и космосъёмки до момента отправки правонарушителю постановления о привлечении к административной ответственности.

Для наглядности и удобства использования результатов настоящей аналитической работы был подготовлен перечень нормативных правовых актов, которые требуют разработки либо изменения, как способа реализации предложенных мероприятий по нормативно-правовому регулированию.

Помимо требований к техническим средствам и результатам аэрофото- и космосъёмки также были проанализированы механизмы государственно-частного партнёрства, с целью финансового обеспечения процесса внедрения инфраструктуры привлечения к административной ответственности посредством аэрофото- и космосъёмки.

В качестве наиболее приемлемого механизма был описан механизм коммерческой концессии: на данный момент создание единой инфраструктуры автоматического мониторинга и фиксации правонарушений нуждается в привлечении инвестиций, но бюджеты не могут обеспечить необходимый объем вливаний. Следовательно, привлечение частных инвестиций является необходимым, что в полной мере обеспечивается концессионным механизмом.

Реализация мероприятий по нормативно-правовому регулированию, изложенных в настоящей работе, позволит не только обеспечить нормативную базу для применения аэрофото- и космосъёмки для фиксации административных правонарушений, но и восполнит пробелы нормативного регулирования в сфере применения аэрофото- и космосъёмки в любой сфере хозяйственной детальности, а также будет способствовать развитию рынка соответствующих услуг.


Целиком отчет представлен по ссылке — http://nti-aeronet.ru