Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы

11.11.2018

Сергей Жуков о том, как эти проекты применяются на практике уже сегодня.

Первое направление – это дистанционное зондирование Земли. Компанией «Геоскан» выполнен проект по созданию цифровой модели типового региона на примере Тульской области. Здесь было облетано беспилотниками 25 тысяч квадратных километров и создан огромный объем 3D геопространственных данных цифровых, привязанных к координатам. Этот проект уже выполнен, на нем накоплен опыт взаимодействия с регионом, включая ценный опыт ошибок.

Сейчас идет более масштабный проект: цифровая модель Республики Татарстан. Там мы постарались объединить три источника получения пространственной информации. Для так называемой «межселенки» использовалась космическая съемка, которая более дешева, там, где требовалось более высокое разрешение — аэрофотосъемка, этим занималась Роскартография, а беспилотная съемка со сверхвысоким (до 10 сантиметров) разрешением применялась для Казани и Набережных Челнов. Это требуется для целей управления городскими проектами, в том числе, туристических – например, облетать и отснять Казанский кремль с созданием его 3D-модели. В этом же проекте (ЦМ РТ) разрабатывается целый ряд новых технологий, связанных с распознаванием образов,  и новых сервисов. Важно отметить, что проект реализует группа участников – Сколтех, Роскартография, Сканекс, Ракурс, ТиТул (совместное предприятие Геоскана и Фонда НТИ) при головной роли Университета Иннополис. В ходе проекта возникло новое юридическое лицо —  компания «Инногеотех», совместное предприятие Фонда НТИ и Университета Иннополис, которая является провайдером услуг. 

Теперь этот проект начинает расширяться. Возникает Самарский узел на базе местных геоинформационных компаний – там свои разработчики, интересные специалисты и предприниматели. АНО «Аналитический центр «Аэронет» (к слову, надавно выигравшая конкурс на право формирования инфраструктурного центра), учредила акционерное общество «Оператор пространственных данных и сервисов». Таким образом, начинает формироваться сеть операторов услуг ДЗЗ – три опорных узла и ряд компаний. Сетевая структура будет заниматься получением  и  обработкой пространственных данных – и, тем самым,  помогать региональным структурам в управлением территориями на новом уровне.  Вот вам уже выход как минимум, на внутренний рынок. Есть идеи по выходу на международный рынок ДЗЗ.

Сельское хозяйство. Мы вместе с Фондом содействия инновациям, конкретно с профессором Иваном Михайловичем Бортником при участии белгородских коллег в 2017 году начали эксперимент по Агро-НТИ в Белгородской области. Эксперимент, при поддержке губернатора Евгения Савченко, прошел на территории в 18 000 гектаров в агрохолдинге «Зеленая долина». В этом году по Белгородской области таких агрохолдингов уже задействовано несколько, уже на 100 000 гектарах. Несколько дней назад аграрии и беспилотчики подвели итоги сезона на ежегодной конференции, которую в Белгороде проводит ее организатор и одновременно координатор «АгроНТИ»  — компания «ЦентрПрограммСистем». Сегодня к эксперименту подключаются еще 10 регионов России, причем спект выполняемых работ расширяется – не только дистанционный мониторинг, но и взаимодействие  беспилотников с наземной  техникой, авиа- и наземные химработы, робототехника, использование метео и пространственных данных. То есть, мы взаимодействуем с другими направлениями НТИ.

Перевозки. Тут результаты скромнее, но мы вместе с группой компаний «Кронштадт» готовим к одобрению в НТИ проект «Авиационная беспилотная транспортная сеть». Первая составляющая этого проекта – сделать беспилотным самолет «Ан-2». Это трехтонный по полезной нагрузке аппарат, очень надежный самолет, их очень много было произведено в свое время.  И есть страны, в которых беспилотная эксплуатация «Ан-2» интересна по целому ряду обстоятельств. 

По развитию тяжелых беспилотных машин – это проект от ООО «Авиарешение», тяжелый коптер для авиахимработ, а также семитонный беспилотник, который разрабатывается ОКБ Симонова на базе военного аппарата. В этом проекте мы взаимодействуем с Министерством обороны в части передачи результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе военного ОКР, для целей создания гражданской версии машины. На самом деле, сегодня мы подошли вместе с Минпромторгом России к пониманию совместной разработки программы создания и развития тяжелого беспилотного авиастроения и делаем первые шаги в этом направлении.

Есть свои наработки и по направлению поиска и спасения. Согласитесь, это немало, а главное – все эти направления реализуются уже сегодня.


Источник: http://ntinews.ru/blog/publications/proekty-aeroneta-i-praktika.html