Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы

05.07.2018

Концепт узкофюзеляжного турбоэлектрического самолета с хвостовым движителем пограничного слоя от американского аэрокосмического агентства NASA, сокращенно STARC-ABL (от английского single-aisle turboelectric aircraft with aft boundary-layer propulsor), например, интересен тем, что по расчетам создателей способен обеспечить снижение расхода топлива на 7-12%. И это на ВС с компоновкой, в целом не отличающейся от той, что используются на традиционных самолетах сегодня.

Улучшение характеристик достигается за счет всасывания и разгона медленно двигающегося пограничного слоя при помощи электровентилятора, установленного в хвосте самолета. Тем самым заполняется спутный след и снижается сопротивление. Привод вентилятора на STARC-ABL электрический – от генераторов, установленных под крылом двигателей, которые из-за пониженного сопротивления могут быть меньше, чем у обычных самолетов.

Существуют и другие способы отбора пограничного слоя. Компоновка концепта D8 от Aurora Flight Sciences подразумевает размещение турбовентиляторных двигателей между двумя килями хвостового оперения. При таком расположении они отбирают поток, идущий над верхней частью фюзеляжа. Концепт французского исследовательского агентства ONERA под названием Nova принципиально аналогичен, однако имеет двигатели, установленные в задней части фюзеляжа по обе стороны одиночного вертикального стабилизатора.